Хорошо отдыхать, но трудно жить

Статья из прошлого выпуска «ДП» под названием «Творите о себе мифы. Боги тоже с этого начинали» была размещена на сайте информагентства «Высота 102». Всю неделю её обсуждение находилось в ТОП-15 форума сайта. Из 200 сообщений, которые оставили посетители форума, мы выбрали наиболее взвешенные. Бурное обсуждение показывает, насколько актуальна тема. В ходе дискуссии один из её участников цитировал исследование ЦСМИ «Аналитик»: ниже приводятся цитаты из первоисточника - доклада об итогах фокус-групп, четыре из которых проведены в Волгограде и две - в Камышине и Петров Вале. Авторы доклада - генеральный директор ЗАО Центр социологических и маркетинговых исследований «Аналитик», к.т.н. Василий Токарев и завкафедрой истории, культуры и социологии ВолгГТУ, д.соц.н., к.ф.н. Надежда Дулина.

Образ области глазами учёных

Участники практически каждой фокус-группы ссылались на высокую популярность Волгоградской области как места для отдыха иногородних россиян, в особенности - москвичей. Довольно часто респонденты вспоминали про богатое историческое наследие Волгоградской области, связанное с Великой Отечественной войной. При этом среди участников фокус-групп, так же, как и среди экспертов, не наблюдалось единодушия в отношении к историко-патриотическому богатству области. Осознание причастности к великому прошлому актуально лишь для жителей Волгограда, причём преимущественно среднего и старшего возраста. Жители Петров Вала не вспомнили о героических достопримечательностях ни разу; жители Камышина отозвались о них скорее с раздражением. На групповых дискуссиях были упомянуты и другие отличительные особенности области:

1. Состояние сельского хозяйства. Наиболее бурно эта тема обсуждалась на одной из «волгоградских» групп, в состав которой входили молодые люди (до 34 лет). Участники фокус-группы в Петров Вале, от которых можно было ожидать большего внимания к теме сельского хозяйства, не обнаружили вовлечённости в эту проблематику. Жители Камышина состояние сельского хозяйства не упоминали.

2. Географическое положение. Участники групповых дискуссий называли как те особенности региона, которые отмечались экспертами («область как транспортный узел»), так и те, которые экспертами не упоминались, - например, наличие в регионе крупной реки, которая сама по себе является достопримечательностью.

3. Состояние промышленности. Промышленность как составляющая имиджа области чаще всего упоминалась участниками группы, составленной из работников одного из проблемных предприятий Волгограда. При этом дискуссия с неизбежностью свелась к констатации серьёзных проблем в этой сфере.

4. Политическая ситуация. Главным в этих обсуждениях был термин «стабильность». Однако её оценивали не только как позитивную характеристику области, но и как свидетельство «застойности». Возникало в ходе обсуждения словосочетание «красный пояс», всегда - в отрицательной модальности.

5. Межнациональные отношения. Жители Волгоградской области не готовы демонстрировать толерантность к «инородцам» (мигрантам). Эксперты, проживающие в Камышине, отмечали скорее благотворный характер «миграции профессионалов», повышающий конкурентоспособность города и района (наибольшая миграционная мобильность на территории Волгоградской области наблюдалась именно в Камышинском районе).

Участники фокус-групп испытывали внутреннее противоречие между патриотичностью и стремлением к объективности. Условия жизни в области характеризовались либо как не отличающиеся от условий жизни в соседних регионах, либо как несколько им уступающие. В целом, «образ региона» воспринимается участниками фокус-групп в следующих терминах:

1. Регион с благоприятным климатом и прекрасной природой, в котором хорошо отдыхать, но трудно жить.

2. Волгоград (Сталинград) славен своей военной историей, при этом «слава Сталинграда» затмевает потенциальные возможности других городов и районов области, что вызывает у жителей этих районов некоторую ревность в отношении Волгограда.

3. Многонациональный регион с постепенно осложняющимися межнациональными отношениями. Тематика межнациональных отношений актуальна для «простых людей».

4. Возможность сравнивать условия жизни в Волгоградской области с условиями жизни в соседних регионах (Ростов, Саратов) всё чаще приводит к выводам о том, что они отличаются не в лучшую сторону.

Образ области глазами форума

Москвич. Наконец-то хоть кто-то в Волгоградской области подумал о её будущем. Волгоград в мире не знают. Это факт. Знают Сталинград. Но тех, кто знает, всё меньше и меньше. Они стареют и уходят в мир иной. Тема серьёзная. А некоторым форумчанам лишь бы поглумиться - на большее просто не способны? Понятно, что успешных и умных людей, а тем более женщин, не любят - сразу пытаются дерьмом забросать. Волгоград тоже этим славится. Готов помочь в организации общественной структуры по формированию имиджа региона. Посторонний. В АлтГУ прошла традиционная конференция Алтайской школы политических исследований «Современная Россия и мир: альтернативы развития», посвящённая в этом году теме «Роль российских регионов в формировании имиджа страны»... Участники пришли к общему выводу, что эффективная имиджевая политика региона невозможна без участия в её реализации общества. Поэтому необходим более активный диалог общества и власти. Необходимо поддерживать все те начинания, которые способствуют формированию образа Алтая как перспективного региона, в котором люди могут реализовать свой творческий потенциал, могут добиться более свободных и достойных условий жизни.

Не москвич. А на Мамаев зря вы, девушки. Как-никак он в семь чудес России вошёл. Хотим мы того или нет, а пока мы приговорены к этому месту своим имиджем.

Важно. Почитаешь форум «Высоты...» и понимаешь, почему нас во всём мире так ненавидят. Потому что мы ненавидим друг друга. Из зависти. Или ни за что. Просто так.

Предприниматель. Хорошую проблему подняли девчата. Вот и впрягайтесь сами. Опыта у вас предостаточно. А мы поддержим.

Бывалый. Согласен, что от имиджа города и области грустно и обидно. Калмыки из пустыни сделали всемирно известную шахматную столицу. А их там всего-то не более 300 тыщ населения. Стивен Сигал в их храме буддизм принял. Весь мир об этом говорит. А к нам Костя Цзю приехал - его в Камышин попёрли. И уж точно не продумали PR-программу его пребывания, в том числе и освещение этого события в центральных СМИ. Федул. О каком формировании имиджа региона можно вести речь, когда область втянута «по самое не могу» в коррупционность, которая пронзила всю страну, всё общество, всю вертикаль власти?.. Если говорить о традициях, о символах, о преемственности поколений, об уважении к истории страны и родного края, то мы всё это давно и успешно теряем.

Федулу. Ну и что, что коррупция в стране. А нам теперь помереть, что ли? Мы о развитии не должны думать? Ведь девки и впрямь нормальную тему затронули. По-моему, имидж - это любовь к тому месту, где ты живёшь. Люди брюзжащие и в быту такие же. Поэтому неудивительно, почему их так тянет на форум. Хоть тут оторвутся на других и почувствуют себя в превосходстве. В реальной жизни ущербность не позволяет им быть на равных с людьми мыслящими. Интересно. Буквально 30 лет назад даже мысль о том, что нас везде ненавидят, не смела быть в голове волгоградца. Как так мы, волгоградцы, смогли за 30 лет изменить весь мир в вопросе взгляда и оценки нас? Откуда в нас такая власть? Миру до нас нет никакого дела. И это хорошо. Значит, нашего города нет в списках целей баллистических ракет. Москва есть. И когда Москва падёт, мы восстанем из безызвестности, и будет Волгоград стольным градом России, да что там России... Империи Евразийской... да что там континентальной империи Столицею Мира станет Волгоград! Кто был никем, тот станет всем. Оле, оле, оле, оле Волгоград будет рулить! Оле, оле, оле, оле... Волгограду столицей быть! Кто не согласен, тот вонючка!

Бывалый. Мать-Родину ни с чем не сравнишь и на неё никто не покушается. Дело в другом. Почти 70 лет прошло после войны. И что? Чем мы можем похвастаться? Что приобрели, что создали, чем ещё, кроме Матери-Родины, гордиться можем? Об этом же речь. Разве не ясно?

Блин, нафик, в натуре. Хотите фонд замутить для якобы создания имиджа области, города? Естественно! И то мысль ворованная. В правительстве 800 лимонов на имидж трезвости вымутили с бюджета.

Кукушкин. Братцы, здрасьте! Форум чутко поделился на оптимистов и пессимистов, мягко говоря. А честно говоря, на мыслящих и озлобленных, затраханных тяжёлой жистью. Весело за энтим наблюдать. Одни фактами льют, другие помоями. Вот и жисть наша такая. Одни что-то делают, а другие только хают, что делают другие. А жить хочется всем одинаково хорошо.

Федул. В условиях повальной коррупции положительный имидж региона формировать просто абсурдно, противоестественно. Он уже сформирован этим обстоятельством - коррупцией. Невозможно волку создать имидж кудрявого барашка, щиплющего зелёную травку на лугу.

Федулу. А как же Сицилия со своей знаменитой мафией?

Федул. Ну, если область стремится стать Сицилией, с её традициями мафиозных кланов, то коррупцию в нашем регионе можно считать положительным имиджем. Но очень сомневаюсь, что многие с этим согласны.

Федулу. Да! А Сицилия! Вот бы нам бы прогреметь, что Волгоград самый коррумпированный город мира и всех времен. Чтоб на гербе города была пчела, что с цветочка берёт взяточку. Говорят, статуя Матери-Родины скоро упадет. Вот, нам на руку. На её месте - памятник гаишнику с жезлом в руках. Взять 100 годовых бюджетов области на его устроительство в кредит! И всё разворовать. Чтоб памятник был в полтора миллиметра! Самый маленький памятник в мире самой большой в мире коррупции! Понаедут буржуи иноземные поглядеть. Полчаса пыхтеть в гору, а там ма-а-а-аленький гаишник. И чтоб каждого посетителя привлекали милиционеры. Ну, например, за косой взгляд на мемориал. И чтоб за взятку отпускали. Там ведь и щас иностранцев менты потрошат до трусов.

PRщик. Беседа очень понравилась - дамы в теме. Согласен: надо объединяться всем заинтересованным людям и думать, какую область и какой город мы хотим оставить своим детям.

PRщику. Давайте замутим. Прям тут на форуме выдвинем предложения, выберем самое-самое. Выберем комитет... соберём бабосики... PRщик. Да почему у вас всё только в бабосики упирается? Каждый судит о ситуации в меру своей испорченности. Обсуждать эту важную, на мой взгляд, проблему на форуме, где превалирует дискуссия на уровне «сам дурак», несерьёзно. А какой-нибудь общественный совет должен быть, как в других регионах.

Пиарщику. Но где ваши предложения?

PRщик. Вы не у меня спрашивайте, а у тех, кто пытается критиковать написанное в «Деловом Поволжье». Вот они пусть и предлагают. Других унижать ума много не надо. А я свои предложения выскажу авторам статьи. Кстати, спасибо им за поднятую проблему.

Космополит. Судя по тому, что форум активный, тема действительно актуальна. На каждом крупном предприятии города есть PR-менеджеры или пресс-секретари, в обязанности которых входит связь с общественностью или PR. Надо их собрать, организовать общественную организацию, привлечь туда учёных, заинтересованных - как наши Лена и Аня - и вперёд. Помидор не помидор, но если уж в Астрахани «прокатил» арбуз, то это показатель! Я ел такой арбуз с астраханским лейблом. Кто-то тут против Урюпинска что имеет? В отличие от других районов области там уж точно пиаром занимаются. Чего стоит их девиз: «Кто не был в Урюпинске, тот не знает России»! И коза их класс! И платки с перчатками. Вы бы сказали воронежцам что-нибудь против их коня с яйцами - они бы вас в суд за оскорбление их земли потащили. Рано нам ищо пиаром занимацца. Согласен с теми, кто считает, что мы ещё отстаём от всего мира в плане пиара и прикольных памятников. На Западе люди свободнее, раскрепощённее, в том числе и в смысле архитектуры как имиджа. А мы зациклились на патриотике - на большее ума не хватает?

Галс. Географию пока ещё никто не отменял. Какие мифы? Надо придумать что-то особенное. Например, в Голландии есть местечко Мадурадам, там расположен музей всех знаменитых зданий, архитектурных ансамблей мира в миниатюре. Здесь есть состоятельные люди, пусть вложатся и создадут что-то подобное с русским колоритом.

Махно. А что - отличное предложение. У нас огромная область. За неделю не объехать. А почему бы нам не сделать такой же музей - Волгоградской области в миниатюре. Каждый район по-своему представить. Все 33 района у нас самобытны. К примеру, Нехаевский район называют Волгоградской Швейцарией. Кто-нибудь об этом знает? А в Алексеевке бывали? Красотища-то какая! Уют, чистота - любой город позавидует.

Согласен... Да, согласен, скучно живём - никакого креатива. Кто-то тут про детей писал, о том, ЧТО мы им оставим. Очень бы хотелось, чтобы это была и Мать-Родина, и памятники сегодняшнего дня, и замечательная история любимого города, которой можно гордиться. Не только историей 60-летней давности, а историей нынешней. Нужны проекты, достойные проектов прошлого.

Бывалый. Не секрет, что для большинства журналистов федеральных СМИ всё, что происходит за пределами МКАД, имеет примерно ту же, если не меньшую ценность, что и новостные поводы в Патагонии или на Шри-Ланке. Профессиональным анекдотом уже стала история о московском журналисте, уточнившем однажды у сибирских коллег, как правильно писать название города - Омск или Томск? Решить эту проблему можно только путём создания большого числа информационных поводов в провинции. Тогда рано или поздно люди начнут разбираться в нюансах географии родной страны, а сами эти регионы будут греться в лучах внимания СМИ, инвесторов и туристов.

ДЕДУ ЩУКАРЮ. Имидж - ничто, жажда - всё! - сказал братец Иванушка, стукнув козлиным копытцем.