Почему Россия не энергетическая сверхдержава

На недавно состоявшемся в Москве конгрессе национального бизнеса «Деловая Россия» представила целую серию аналитических докладов по актуальным вопросам развития российской экономики. Один из рапортов, посвященный нынешнему состоянию энергетики, носит несколько провокационное название. Авторы доклада привели пять критериев, соответствуя которым страна может отнести себя к энергетическим сверхдержавам. По всем пяти пунктам у сегодняшней России есть серьёзные проблемы.

На пороге энергодефицита

Во-первых, энергетическая сверхдержава вводит генерирующие мощности темпами, опережающими темпы роста экономики. Во-вторых, обладает собственным конкурентоспособным энергомашиностроением. В-третьих, способна обеспечить свой внутренний рынок энергоресурсами и влиять на рынок мировой. В-четвертых, она может проводить эффективную энергосберегающую политику в промышленности и ЖКХ. И в-пятых, у этой страны есть собственная школа, способная разрабатывать новые технологии в энергетической сфере и успешно готовить для различных отраслей энергетики профессиональные кадры.

Большинство регионов России испытывают острый энергодефицит, особенно в осенне-зимний период. При умеренном сценарии развития российской экономики к 2010 году превышение национального энергопотребления над генерацией составит более 20 ГВт. При этом предстоит полностью демонтировать наиболее изношенные энергоблоки общей мощностью 4,6 ГВт. Объём мощностей, которые предстоит за эти годы реконструировать, 25,2 ГВт, построить и отремонтировать около 7 тыс. км высоковольтных линий электропередачи и подстанций, а также реконструировать значительную часть генерирующего оборудования. И главное ввести 21,6 ГВт новых генерирующих мощностей.

Сейчас тепловая электроэнергетика (на две трети работающая на газе) крайне неэффективна КПД лучших газовых станций не превышает 37-38% . Надо переходить на парогазовые электростанции, электрическая эффективность которых всегда выше 52%. И вводить их можно довольно быстро на разработанных площадках срок строительства составляет от года в простом цикле до трех в парогазовом, в зависимости от мощности и финансирования. Надо решать вопрос с источниками финансирования (по всеобщему мнению, с преимущественным государственным участием), заказывать разработку проектной документации новых электростанций, определяться с землеотводом под новые площадки, предоплачивать заказ на новое оборудование на заводах энергомашиностроительного комплекса, закладываясь на реальные сроки строительства объектов большой энергетики от 3-4 в тепловой до 5-7 лет в атомной и гидроэнергетике. Один из способов отчасти удовлетворить спрос на электричество и тепло вводить относительно небольшие (до 25 МВт) газотурбинные ТЭС и ТЭЦ, то есть развивать локальную и промышленную энергетику, покрывающую местный спрос.

В стратегическом плане необходимо повышать в большой энергетике роль угля, атома и гидроэнергии, постепенно снижая роль газа в энергобалансе страны.

Найти производителя

Отечественные энергомашиностроители, особенно производители мощных котлов, турбин, генераторов и другого оборудования, не смогут сейчас в нужном объёме обеспечить поставки на новые тепловые, гидро- и атомные электростанции. В лучшем случае, они могут произвести половину от нужных объёмов.

В традиционных направлениях в производстве газовых и угольных паровых электростанций, где Россия всегда была сильна быстрый рост внутреннего спроса удовлетворить также будет нельзя. В советское время Ленинградский металлический завод производил паровые турбины общей мощностью до 12 ГВт. Теперь ЛМЗ выпускает оборудования на два-три ГВт, 88% из которых в 2005 году приходилось на экспортные заказы. Завод может за два года развернуть выпуск турбин (причём с учётом строительства и турбин для атомных блоков!) общей мощностью до 6 ГВт, из которых как минимум три пойдут на экспорт. К 2010 году в лучшем случае отечественная энергетика получит не более семи гигаватт. Около гигаватта добавят другие производители паровых турбин. Итого, газовых и паровых турбин Россия может произвести не более чем на 12-13 гигаватт до 2010 года включительно.

Российское лидерство в атомной энергетике не оспаривается даже конкурентами. Но Ижорские заводы могут делать сейчас треть корпуса реактора стандартного ВВЭР-1000 в год, то есть 1 гигаватт за 3 года. Пока не заложено ни одного. Итого отечественное энергомашиностроение сможет выпустить котлов и реакторов не более чем на 8 гигаватт до 2010 года включительно, причём почти половина из них пойдет на экспорт по уже заключённым контрактам.

Наш газ

Газопотребление в стране ещё в 2004 году вышло на показатели, запланированные на 2020 год, засчёт потребления газа в энергетике и ЖКХ. Газпром уже давно отстаёт в графике ввода в строй крупнейших месторождений природного газа (Ямал, Штокман, Ковыкта). К 2010 году масштабы газодефицита могут достичь 120 млрд кубометров, а к 2020 году 343 млрд кубометров. Уже в этом году разрыв между внутренним спросом на газ и поставками «Газпрома» на внутренний рынок составил 100 млрд кубометров.

Сегодня мы фактически мы проедаем запасы, доставшиеся с советских времен. Необходимо создание условий для разведки и разработки новых нефтегазоносных провинций Восточной Сибири, Дальнего Востока, российского шельфа при стимулировании до разработки старых месторождений. Нынешних разведанных и полностью подготовленных запасов нам хватит для обеспечения добычи 150 млн тонн нефти в год лет на 40-50. Но добываем-то мы намного больше лишь в прошлом году добыча нефти, включая газовый конденсат, в России превысила 469 млн тонн. Чтобы обеспечить выполнение Энергетической стратегии страны до 2020 года, только в геологоразведку придется вложить 47 млрд долларов, то есть более 3 млрд долларов ежегодно. Это в разы отличается от нынешних вложений.

Для преодоления кризисной ситуации необходимо увеличить объёмы геологоразведочных работ, активнее использовать мировой опыт в области геологического изучения и разработки нефтяных и газовых месторождений, создать стройную систему госуправления рациональным использованием разведанных запасов.

Мы нерационально используем недра. Во-первых, потому что многие отечественные нефтяные компании надолго обеспечены нефтью. Во-вторых, в стране отсутствует цивилизованная государственная система управления рациональным использованием запасов. Чтобы избежать топливного кризиса, государство должно установить современные стандарты, регламентирующие технические требования к качеству топлива и эти стандарты должны в обязательном порядке соблюдаться нефтеперерабатывающими заводами. Необходимо ввести аналогичные требования к автомобилям. При этом можно стимулировать покупку массовых «народных автомобилей» с экологически чистыми двигателями, потребляющими качественное топливо.

Проблема сырьевого обеспечения ждёт и атомную энергетику: ситуацию с добычей урана представители Минприроды характеризуют как катастрофическую. Необходимо развивать новые месторождения в России, прежде всего в Якутии, параллельно развивая кооперационные связи с Киргизией, Узбекистаном, а главное, с Казахстаном, где сосредоточено не менее пятой-шестой части мировых запасов природного урана.

Граждане, выключайте свет[P/]

Российская экономика крайне энергорасточительна. Сложившаяся структура промышленности и ЖКХ обуславливают 2-кратное превышение удельного расходования энергоресурсов на производство ВВП по сравнению с развитыми и многими развивающимися странами. Общий потенциал энергосбережения оценивается в 40-45% от существующего потребления энергии. Например, в 85-м году мы и Китай были одинаковы по удельной энергоёмкости ВВП. С тех пор Китай сократил энергоёмкость своей экономики более, чем в 2 раза. В России же интенсивность использования энергии в период 1985-2000 годов не только не снижалась, но даже росла.

Некоторое снижение энергоёмкости российского ВВП, по мнению большинства специалистов, стало лишь следствием структурных изменений в экономике (роста доли в ВВП относительно малоэнергоёмких добывающих отраслей, а также торговли и услуг). Нельзя сказать, что в этом направлении в стране вообще не происходит положительных сдвигов. Выполненные рядом российских промышленных предприятий и региональных администраций мероприятия по энергосбережению показали свою высокую эффективность.

Но разрозненные усилия отдельных экономических субъектов не могут компенсировать отсутствия общегосударственной политики. Должна быть разработана и принята федеральная «Программа повышения энергоэффективности». Необходимо создание механизмов стимулирования экономических субъектов к осуществлению мероприятий по энергосбережению, в т.ч. путем предоставления налоговых льгот предприятиям, госгарантий банкам, использования льготных энерготарифов, установления стандартов энергетической эффективности, наконец, выделения целевого бюджетного финансирования. Важно также обеспечить подготовку и переподготовку кадров, разбирающихся в вопросах энергосбережения, развивать рынок по предоставлению услуг сфере энергосервиса.

Пятый пункт

В стране худо-бедно сохранились отраслевые и академические институты, готовые решать задачи энергетики (Всероссийский теплотехнический институт, Центральный котлотурбинный институт, Энергетический институт им. Кржижановского, атомные исследовательские центры РНЦ им Курчатова, Физико-энергетический институт в Обнинске, ВИАМ, росатомовский Институт неорганической химии им. Бочвара и т. д.), хотя для ведения полноценных НИОКР возможностей нет ни у кого.

Российская энергетическая школа пока жива, но существует катастрофический дефицит высококвалифицированной рабочей силы. К примеру, строительство одного атомного энергоблока требует 3-4 тыс. профессиональных специалистов. Цикл строительства на конечном этапе возведения атомного энергоблока, когда требуется именно квалифицированная рабочая сила, составляет не менее трёх лет. То есть выполнение только планов Росатома потребует с 2010-12 года не менее 100 тыс. высококлассных специалистов и это без учёта спроса со стороны собственно энергомашиностроительного комплекса.