Деньги к деньгам

«ДП» представляет третий рейтинг качества жизни в муниципальных районах Волгоградской области с особой ответственностью. Во-первых, потому что в апреле президент Владимир Путин подписал указ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления», согласно которому работа властей городов, поселений и районов будет подвергаться постоянному мониторингу по критериям, схожими с критериями для федерального наблюдения за губернаторами. И от итогов этого наблюдения будут в том числе зависеть финансовые потоки из вышестоящих в местные бюджеты. А во-вторых, в областном комитете экономики, который подобный мониторинг вёл ранее по собственной методике, по итогам 2006 года комплексный рейтинг районов формировать не стали.

В областной администрации готовятся к исполнению указа президента - к сентябрю ждут от правительства перечень дополнительных показателей для оценки местных властей и сверяют с будущим документом типовую региональную форму докладов глав органов МСУ о достигнутых успехах. А редакция «ДП», в свою очередь, представляет рейтинг муниципальных районов, подготовленный на основании данных Волгоградстата за 2006 год. Напомним, что именно 2006 год стал первым годом реформы МСУ, когда вновь избранные власти 459-ти поселений региона получили больше самостоятельности и ответственности, и не слишком много средств, чтобы полученную свободу реализовать.

Тем не менее, итоги работы властного призыва-2006 в показателях статистики мы увидим не скоро, а пока скорее продолжаем оценивать накопленный социально-экономический потенциал. Напомним, в основу рейтинга положены 9 показателей, рассчитанные для каждого из 33-х районов области. Район, имеющий лучшее значение показателя, получал 1 балл, худшее - 33 балла. Таким образом, в комплексной оценке преимущества получали районы с меньшей суммой баллов.

По традиции рейтинг возглавили Городищенский и Иловлинский районы. Свои места в пятерке сохранили Котовский и Новоаннинский районы, а вот Калачёвский уступил место Жирновскому. Вниз его утянули высокие показатели убыли населения, и невысокие - ввода жилья, инвестиций и объёма бытовых услуг. Городищенский район превзошёл сам себя - в прошлом году сумма его баллов равнялась 63-м, а в этом - 54-м. Значит, лидер получил большее количество первых мест по большему количеству показателей. А районы, замыкающие рейтинг, остались при своих 230-ти баллах. Статистика таким образом показывает, что в передовых районах качество жизни возросло, в отстающих - не ухудшилось.

Самые неожиданные результаты показал Фроловский район, который прежде всего за счёт высокого уровня инвестиционной активности, а также сокращения естественной убыли населения и роста притока мигрантов поднялся с 31-го места в 2005-м году на 9-ое 2006-м. На 7 пунктов вверх также поднялись Суровикинский и Котельниковский районы. А Дубовский район спустился в рейтинге на 12 пунктов, Камышинский - на 9, Новониколаевский и Кумылженский - на 8, Руднянский, Киквидзенский и Калачевский - на 7. Замыкают рейтинг Палассовский, Алексеевский и Нехаевский районы.

Самые-самые

Самый привлекательный для мигрантов Городищенский район.

Самая низкая безработица в Городищенском районе.

Самый высокий уровень доходов в Котовском районе.

Самые высокие объемы вводимого жилья в Среднеахтубинском районе.

Самая низкая преступность в Николаевском районе.

Самые высокие розничные продажи в Киквидзенском районе.

Самый развитый общепитсервис в Котовском районе.

Самый высокий уровень бытовых услуг в Новоаннинском районе.

Показатели качества жизни населения, учитываемые в рейтинге

1. Естественная убыль (прирост) населения, на 1000 человек.

2. Сальдо миграции, на 1000 человек.

3. Доля безработных, % от общего числа жителей.

4. Среднемесячная зарплата, на 1 работника.

5. Ввод жилья, квадратных метров на 1000 человек.

6. Розничный товарооборот на душу населения, руб.

7. Оборот общественного питания на душу населения, руб.

8. Объем бытовых услуг на душу населения, руб.

9. Объём инвестиций в расчете на 10 тыс. жителей, руб.

Налаживается жизнь

Прокомментировать рейтинг «ДП» мы попросили двух заинтересованных экспертов руководителей администраций района-победителя и района, показавшего наилучшую динамику.

Заместитель главы администрации Городищенского района по экономике Валентин Матросов:

Близость района к Волгограду один из главных факторов успешного развития. Но на нашей стороне также социально-экономический потенциал, заложенный в советское время, и современные принципы управления. Мы чётко выделяем приоритеты развития и в зависимости от них строим расходную часть бюджета, плотно сотрудничаем с районной думой. Администрация района находится в диалоге с местными предпринимателями. Мы никогда не ставили им рамок, не создавали препятствий и не ломали через колено. Недаром в Городищенском районе предпочитают проходить регистрацию и волгоградские бизнесмены. Многие жители Волгограда работают на нашей территории, а городищенцы каждый день ездят на работу в Волгоград. Этот кадровый потенциал ценят инвесторы, которые идут в район не только из-за его близости к городу-миллионнику. Сегодня мы активно работаем над 20-ю крупными и средними инвестиционными проектами. При обладминистрации с 2007 года действует рабочая группа «Городищенская инвестиционная площадка» под председательством вице-губернатора Анатолия Бровко. Ни один район области такого именного подхода еще не удостаивался. Особенно мы рассчитываем на сосредоточение в районе транспортно-логистической инфраструктуры. Быстрыми темпами в районе развивается и жилищное строительство, строятся и планируются к возведению многоэтажные дома в Ерзовке, Разгуляевке. Но от близости района к городу не только плюсы. Чего стоит уборка мусора на каждой из трех федеральных трасс, проходящих через район. Или частые наезды различного рода структур. У них есть в планах выездные проверки по области, так они первым делом к нам направляются, может, чтобы время сэкономить и бензина меньше израсходовать.

Глава администрации Фроловского района Валерий Васичкин:

Работать надо лучше и всё получится. Действительно, уровень жизни в районе, можно сказать, стабилизировался. Мы работаем над доходной частью бюджетов, обеспечиваем полную и своевременную собираемость налогов и неналоговых платежей, из вышестоящих бюджетов помощь существенная идет. Два года ушло у нас на выстраивание новой модели управления ЖКХ, и сегодня могу сказать, что мы с этим вопросом разобрались. Статистика показала, что у нас в районе высокий уровень инвестиций? Это, скорее, заслуга города Фролово. А у нас в поселениях я бы отметил улучшение положения сельских товаропроизводителей. Цены на урожай в позапрошлом и прошлом году были неплохими, крестьяне свою технику подремонтировали и новую подкупили. В общем, налаживается жизнь и наша работа, есть возможности заниматься социальной сферой. Мы недавно построили детский сад, ремонтируем больницу, ведём газификацию. С водоснабжением только у нас в районе беда воды мало и она плохого качества. Вот недавно пробурили в одном поселении скважину, затратили по программе софинансирования 1,5 млн рублей, а она проработала два месяца, и вода ушла.

(ДП)