Всё в семью

Граждане России взяли кредитов на 128 млрд долларов. При этом объём просроченной задолженности за три года увеличился почти в 13 раз: с 0,32 до 4,1 млрд. На сегодня каждый россиянин должен банкам по 30 долларов. Об этом говорилось на конференции «Банковская розница 2008». Её участники пытались описать идеального заёмщика и определить возможные причины невозврата кредитов.

Кредит на семейные ценности

Во всём мире наиболее активными потребителями считаются молодые люди в возрасте до 30 лет. Но молодые семьи, как правило, не имеют собственных накоплений, поэтому крупные покупки они часто делают в кредит. Именно семейные пары в возрасте до 30 лет, живущие в официальном или гражданском браке, имеющие одного-двух детей, и стали объектом масштабного исследования банка «Хоум Кредит». К этой категории, как выяснилось, относится порядка 20% взрослого населения нашей страны.

В России и Европе молодые семьи это двигатель экономического роста, самые активные покупатели, отмечает директор по прямым продажам, маркетингу и PR банка «Хоум Кредит» Игор Пржеровски. Но есть и отличия. Во-первых, россияне чаще узаконивают свои отношения, особенно если у них появляются дети, а европейская молодежь предпочитает жить в гражданском браке. Во-вторых, в Европе молодые семьи чаще берут автокредиты, в России же вначале думают о покупке жилья. При этом главным источником дохода для 90% семей и у нас, и в Европе остаётся зарплата. В России она стабильно растёт, значит, растёт и число наших потенциальных клиентов.

По данным различных источников, за 2007 год почти в два раза увеличилось количество российских семей, чей доход превышает 20 тыс. рублей в месяц, но вот число семей, получающих менее 12 тыс. ежемесячно, сокращается не так быстро всего на 9%. Исходя из моделей потребительского поведения, соответствующих уровню доходов, эксперты разделили российские семьи на три условные группы продвинутые (10% семей), умеренные (34%) и пассивные пользователи (56%). Первая наиболее активные потребители, карьеристы, следящие за самыми модными трендами, уверенные в себе и стремящиеся всегда подчеркивать свой статус. Семьи из второй группы аналитики назвали «образцовыми»: при большой схожести потребительских предпочтений с первой группой для них важнейшими жизненными приоритетами являются семейные ценности, дети, домашний очаг, уверенность в завтрашнем дне. Третья группа это семьи, живущие сегодняшним днём, с невысоким уровнем доходов и низкой покупательской активностью. Но большинство банковских продуктов, которые в перспективе обеспечат российскому финансовому рынку наибольший рост ипотека, автокредиты, кредитные карты ориентированы именно на вторую группу.

Брать, чтобы отдавать

Низкая заинтересованность банков в молодых семьях из третьей группы легко объяснима. Пока сохраняется сравнительно низкий уровень доходов, единственные банковские продукты, которыми они будут пользоваться, товарные кредиты и кредитные карты револьверного типа (с возможностью погашать долг частично в течение сравнительно долгого промежутка времени). Рост в этих сегментах невелик, а вот риски и объем просрочки максимальны. Идеальными клиентами кажутся семьи из первой группы, хорошо зарабатывающие и много тратящие, но недавний опрос общественного мнения, проведённый Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в 46 регионах, показал, что богатые далеко не всегда добросовестны и законопослушны.

15% россиян считают, что взять кредит в банке и не вернуть его это не преступление, во всяком случае, с точки зрения общепринятой морали, озвучила не самые приятные для банковского сообщества цифры генеральный директор НАФИ Ольга Кузина. Вроде бы это немного к примеру, страховые мошенничества считают допустимыми 28% опрошенных. Тревожит другое. Во-первых, наибольшее количество потенциальных неплательщиков люди с высоким уровнем дохода: от 15 тыс. рублей и выше. А во-вторых, среди основных возможных причин для невозврата респонденты, помимо форс-мажорных обстоятельств, называют лукавство самих банков, скрывающих реальную стоимость кредита, и невозможность рассчитать свои финансовые возможности. Можно сказать, что речь идёт о тотальной финансовой неграмотности как населения, так и банкиров. Первые не осознают, что кредит это не дополнительный доход, а вторые словно не понимают, что непрозрачность кредитных договоров каких-то отдельных банков отрицательно влияет на устойчивость всей банковской системы.

Больше всего потенциальных неплательщиков в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, гораздо меньше в Поволжье и на юге страны. Таким образом, идеальный клиент для банка это семья из 3-4 человек, живущая в одном из областных центров ЮФО или ПФО, с доходом порядка 20-25 тыс. рублей в месяц. Они охотно пользуются дебетовыми и кредитными овердрафтными картами, готовы взять кредит на покупку автомобиля и присматриваются к ипотеке. И самое главное они, скорее всего, будут самыми дисциплинированными плательщиками.

Сегодня истории о том, как где-то в глубинке вся деревня весело гуляет на обналиченные с карточки деньги, а потом удивляется, когда их требуют вернуть, относятся к банковскому фольклору. Но стремительный рост неплатежей заставляет российские банки всё чаще обращаться к опыту западных коллег-конкурентов ведь правила игры давно известны.

Увеличение процента одобрения (количества положительных решений о выдаче кредита) на 1% ведет к увеличению дохода в среднем на 10%, так что всё дело в системе управления рисками, уверен президент банка «Хоум Кредит» Евгений Бернштам. В 2004 году мы создали первое в стране коллекторское агентство. Хотя владельцы многих банков до сих пор думают, что смогут справиться с долгами, всего лишь увеличив штат своей службы безопасности. Но ведь нельзя раздувать штат до бесконечности. К тому же наличие таких высокорисковых пассивов требует держать в Центробанке дополнительные резервы, что уменьшает ликвидность банка-кредитора. Во всем мире вопросы по возвращению долгов передаются на аутсорсинг в коллекторские агентства. И всё решается цивилизованно: банк увеличивает свою доходность, возвращая резервы из Центробанка, а коллектор, образно говоря, продаёт человеку желание вернуть долг, помогает заново рассчитать свои финансовые возможности без всяких там бейсбольных бит, утюгов и прочих ужасов.

Будущее за картой И не только!

Банки, которые не смогут работать по мировым стандартам, в скором времени просто исчезнут, уверен Евгений Бернштам. Особенно это касается региональных банков, многие из которых ещё два-три года назад были просто отмывочными конторами для местных чиновников и бизнесменов, а позднее решили ухватить свою долю кредитного пирога. Мировой кризис ликвидности и ужесточение внутрироссийских правил в частности, по раскрытию эффективной процентной ставки, а также по отмене штрафов, комиссий и пени поставили под угрозу само существование таких банков. Хотя некоторые, конечно, будут куплены более крупными игроками.

К тому же таким банкам вряд ли удастся стать партнёрами мировых платёжных систем вроде VISA или MasterCard, без чего уже невозможно войти на рынок кредитных и дебетовых карт. Между тем, именно этот сегмент по-прежнему растёт в России бурными темпами при общем снижении темпов роста кредитного портфеля.

На сегодняшний день в России выпущено более 20 млн кредитных карт, рассказал «ДП» и.о. главы представительства MasterCard Europe в России Илья Рябый. Потенциал далеко не исчерпан, даже при среднегодовом темпе роста 50%. Еще несколько лет назад в нашей стране любой кусок пластика называли кредиткой, а сейчас люди довольно уверенно говорят о различных типах банковских карт, точно знают, какой именно тип карты им нужен и в чём их преимущество. Пока свыше 90% всех операций по картам это снятие наличных, но мы ожидаем бурный рост в сегменте интернет-продаж. Будет расти доля безналичной оплаты товаров и услуг по мере увеличения числа терминалов в магазинах, кафе, ресторанах и с расширением кобрэндовых программ.

Банковские карты давно перестали быть экзотикой и в провинции. К примеру, среди посетителей forum-volgograd.ru, принявших участие в специальном опросе, 56% заявили о наличии у них как минимум двух таких карт, еще 28% имеет одну банковскую карту и 11% намерены её заказать.

В будущем нас ждут и новые каналы распространения банковских услуг. По мнению Евгения Бернштама, с приходом крупных западных игроков, специализирующихся на розничном кредитовании, всё большую роль будут играть системы прямых продаж как сейчас покупают косметику, БАДы или полисы страхования жизни, так можно будет получить и кредит. Естественно, в таких условиях вопрос минимизации рисков для любого банка приобретает особое значение.

Антон БОРЦОВ