Посчитали бюджет в асфальте

Главы поселений Волгоградской области на разного рода собраниях и совещаниях в областном центре предпочитают отмалчиваться. То ли соседство вышестоящих чиновников приводит в трепет, то ли просто понимают, что выступлениями с трибун проблем не решишь. Однако полтора года реформы выявили среди представителей волгоградского МСУ лидеров, пассионариев, которые не стесняются брать на себя право говорить от имени всех. Сегодня «ДП» беседует с двумя такими неравнодушными, по совпадению офицерами запаса, главами Котовского городского поселения Александром ПЕТРУШИНЫМ и Руднянского городского поселения Виктором ПОЛИЩУКОМ.

Глава Котовского городского поселения Александр Петрушин был избран на свой пост в 2005 году. До этого бывший кадровый офицер подполковник после увольнения из Вооруженных сил работал в ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть», являясь депутатом Котовской районной думы.

Его образное и едкое выступление на совете муниципальных образований Волгоградской области в июне запомнилось присутствующим. Сегодня он рассказывает «ДП» о буднях местного самоуправления «ДП», о задачах, которые удалось решить. И о пока нерешаемых проблемах

Целая телега полномочий

Действие ФЗ-131 кардинально изменило отношение к органам местного самоуправления как со стороны государственной власти, так и самого населения на местах. Практически этим законом определяется не только самостоятельность за принимаемые решения, но и ответственность власти перед населением. Однако у нас, к сожалению, как всегда самостоятельностью и ответственностью наделили сполна, а вот финансовую сторону забыли. И выходит, получили мы имущество какое-никакое, у кого телега, а у кого сани, а на них целый ворох полномочий. Ходим второй год вокруг них со своей ответственностью, зная, что надо двигаться или хотя бы передвигаться, а тронуться с места не можем, пыжимся, а сил то не хватает. Одним словом, нет тяговой силы. А если и есть то это трактор с лысыми колесами или худющая лошадь, готовая вот-вот свалиться.

На мой взгляд, пора бы уже управленцам всех уровней понять, что власть местного значения органов местного самоуправления это тот же хозяйствующий субъект, как, предположим, и «Газпром», и «ЛУКОЙЛ» со своими полномочиями, своей экономикой, своими задачами по организации жизнеобеспечения населения, своей коммунальной сферой, своим аппаратом управления и т.д., но не придаток какой-то непонятной структуры. Реально сегодня на местах власть слаба, несмотря на то, что муниципальные образования являются основой основ государственности. В результате чего кредит доверия к власти на местах остается низким. И получается так, что глава управляет этой худющей лошадью и вдруг, откуда не возьмись, в качестве помора милицейский надзор, предположим, ГИБДД с вопросом: «Почему у вашей телеги отсутствуют габариты?» т.е. уличное освещение, или: «Почему ухабы и ямочный ремонт не делается?» Или прокурорский надзор: «Что в телеге везем?» Мы отвечаем: «Полномочия». Они нам: «Куда везем?» Мы им: «На кладбище». Последнее слово остается за ними: «Почему ритуальные услуги не оказываем?» Замордовали органы местного самоуправления со всех сторон: государственные надзорные органы с одной стороны, население с другой.

Если серьезно, мне хотелось бы поделиться информацией о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в процессе исполнения ФЗ-131 в городском поселении г. Котово, в котором живет более 26 тысяч человек.

Начали мы работать полтора года назад с чистого листа. Ни помещения, ни штата, ни оргтехники, ни мебели, ни транспорта, ни бюджета, ни денег, ни имущества, ни МУПов, ни учреждений, ни СМИ, ни помощи. Порой шла просто информационная война и открытый саботаж отдельных структур. И почти все это мы за полтора года преодолели. Помещения для работы администрации из 407 положенных по санитарным нормам квадратных метров имеем 171. Тесновато, но для нас не это важно. Для нас важно другое.

Как бы ни умаляли наше достоинство, мы доказываем, что работать мы умеем не хуже других. За это время мы провели оценку объектов внешнего благоустройства, осуществили капремонт кровли трех пятиэтажных жилых домов, изготовили из асфальта семь «лежачих полицейских» с установкой и заменой дорожных знаков, оборудовали пять площадок под стоянку автотранспорта во дворах. Сейчас готовим проектную документацию на поквартирное отопление. Своими силами оснастили транспортные подстанции электросчетчиками и реле времени, что позволило почти вполовину экономить электроэнергию и соответственно деньги. Приобрели и используем разметочную машину для разметки на дорогах города, в лизинг приобрели два автомобиля для вывоза мусора. Ведем ямочный ремонт на дорогах и готовим площадки под временное складирование ТБО. Осуществляем земельный контроль и взаимодействие с налоговыми органами на заседаниях совместной межведомственной комиссии по активизации сбора налогов.

Свадьба в Малиновке

Несмотря на трудности с передачей имущества в оперативное управление и его разграничение, по закону основную задачу по его приему и передаче с областным комитетом по имуществу мы выполнили, хотя сам по себе раздел не смог быть достаточно объективным. Он происходил по принципу «это тебе, это опять все тебе», как в кинофильме «Свадьба в Малиновке». Результат такого раздела лишил город имущества первых этажей зданий, здания рынка, а это немалая доходная часть неналоговых платежей мы могли бы их в аренду сдавать.

Порой в итоге получалась парадоксальная ситуация имущество первых этажей в собственности одного муниципального образования, а ресурсоснабжающие предприятия (МУПы) в собственности другого муниципального образования. Такое разделение не позволяет эффективно истребовать и влиять на сокращение дебиторской задолженности с должников за оказанные услуги. Поэтому нами рассматривается изменение отношений по заключению договоров не с арендаторами помещений, а с собственником помещений, как отражено Жилищным кодексом РФ. Надеюсь, что подобное решение заставит собственника нести ответственность за оказываемые коммунальные услуги, и это, возможно, будет началом гарантированного выхода коммунальной сферы из кризисного состояния.

Без Шойгу можем не обойтись

В начале года мы приняли на баланс города три предприятия коммунальной сферы. Долги одного из них, МУП «КИТС», перед ООО «Волгоградрегионгаз» составляют на сегодня 7,4 млн рублей, МУП «ВКХ» перед ОАО «Энергосбыт» 1,5 млн рублей. По идее это долги района, а не наши долги. Но из-за долга «КИТС» «Волгоградрегионгаз» с 15 июня приостановил подачу газа в котельные, а значит, и прекратилось горячее водоснабжение в жилых домах и Центральной районной больнице. После нашего обращения к губернатору и его заместителю Владимиру Кабанову через неделю газ был подключен, но 2 июля газовики вновь отключили газ из-за невыполнения нами графика погашения долга.

Где брать деньги для погашения? Не выдавать зарплату, прекратить ямочный ремонт, ремонт кровли, отключить уличное освещение? Вопросов много ответ один: нет денег. Стоит на месте решение вопроса относительно МУ «УЖКХ», которое, по соглашению между районом и городом, город взял под свою юрисдикцию. Долги в сумме 2,9 млн рублей так никто и не погасил, хотя обещали в срок до 1 июля.

Ещё хуже обстоит дело с подготовкой объектов МУП «КИТС» к работе в осенне-зимний период. Отсутствие денежных средств, изношенность оборудования и коммуникаций (к примеру, толщина стенки трубопроводов составляет 1,5-3 мм при норме не менее 6 мм) увеличивают вероятность прорывов в отопительном сезоне до 90%. Этот прогноз является не только реальностью, но и вероятностью того, что в суровых условиях осенне-зимнего периода до 50% многоэтажек может оказаться без тепла.

Никак не решается вопрос по реализации мероприятий по энерго- и ресурсосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве. В рамках программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области на 2007-2010 гг.» мы направили на имя главного коммунальщика области Ю. Котлярова соглашение о совместных действиях при реализации мероприятий по энерго- и ресурсосбережению в ЖКХ Волгоградской области в рамках программы «Реформирование и модернизация ЖКХ Волгоградской области на 2007-2010 гг.» областной целевой программы «Жилище». Ответа так и не получили. В устной форме нам сказали, что с поселениями комитет работать не собирается, даже несмотря на то, что Котово с его мощной коммунальной инфраструктурой является одним из масштабных после городских округов. При таком подходе, видимо, все же придется нам работать вместе, но только уже зимой и, скорее всего, под руководством министра МЧС РФ Сергея Шойгу.

Межбюджетные отношения также являются нашей головной болью. В 2006 году, когда мы работали еще по прежней методике межбюджетных отношений, мы имели в распоряжении 35 млн рублей. Из них 15,4 млн рублей перечислили району в виде субвенций за переданные полномочия по культуре и спорту. Сами израсходовали 19,7 млн рублей. Деньги прежде всего пошли на сферу ЖКХ и общегосударственнеые расходы.

В 2007 году все полномочия мы оставили себе, за исключением полномочий по начислению субсидий населению с перечислением субвенций в сумме 430 тыс. рублей. Годовой бюджет этого года составляет 40 млн рублей. Но в 1-м квартале мы исполнили план по доходам на 85%, собрав 7,5 млн рублей. Недобрали земельный налог из-за ряда организационных нестыковок между «Роснедвижимостью» и налоговыми органами. Получили еще 441 тыс. рублей неналоговых доходов (5,9% к годовому плану). Будем просить областной бюджет увеличить дотации Котово.

Иногда даже нашим жителям, когда они слышат про миллионы в бюджете, кажется, что это очень даже ничего. А если знать, что уложить 1 км асфальта стоит 8 млн рублей, что тогда те 40 млн рублей доходов города за год? Всего 5 км асфальтированной дороги?

Месяц назад я говорил об этих проблемах на собрании членов ассоциации Совета муниципальных образований Волгоградской области, 8 июня в Волжском. После мы встречались с заместителем главы Котовского района в комитете ЖКХ у Юрия Котлярова. Понимая, что комитет не в состоянии осуществлять свою деятельность со всем 491 муниципальным образованием Волгоградской области, мы пытались рассмотреть механизм управления и финансовой поддержки по программе энергосбережения через районный бюджет. Также рассматривался вопрос о направлении из комитета ЖКХ в г. Котово специалистов для рассмотрения вопроса себестоимости тепла по составляющим. Специалисты были, теперь ждем методических рекомендаций.