По Евросоюзу ударят зерновым клином

Министерство сельского хозяйства РФ выдвинуло идею нового экономического союза. В «ДП» 25 была опубликована статья «Империя хлебных корок», в которой анализировалась идея министра Алексея Гордеева предложить странам-экспортерам зерна постсоветского пространства объединиться, чтобы составлять реальную конкуренцию Евросоюзу. Продолжая тему, предлагаем вам другую точку зрения на вопрос.

Предполагается, что создание «зернового ОПЕК» по типу нефтяного, в который войдут собственно Россия, а также Белоруссия, Украина и Казахстан, укрепит наши позиции на мировом рынке. На первый взгляд, инициатива хороша как с политической, так и с экономической точки зрения. Но лишь на первый. Постсоветская интеграция, о которой так давно мечтают политики и которая успела уже стать мифом, вдруг обретает новое лицо, конкурентоспособность с ЕС и США определенно положительные последствия такого объединения. Волгоградский политолог Александр Стризое так прокомментировал идею: «Все, что способствует усилению России в мировой канве, все это оправданно. Второй позитивный эффект экономическая консолидация на пространстве бывшего СНГ».

С тем, что идея имеет право на жизнь, согласны многие региональные эксперты. На деле же создание объединения экспортеров зерна тянет за собой много проблем как федерального, так и регионального уровней. При попытке осуществления идеи может возникнуть очень много черных дыр, которые сведут на нет весь позитивный эффект. Сам выбор стран-участниц соглашения представляется весьма спорным.

- На Белоруссию нельзя надеяться, так как она является не поставщиком, а крупным потребителем зерна. На Украину также нельзя рассчитывать, поскольку она войдет в новый ОПЕК не безоговорочно, а с оглядкой на реакцию мирового сообщества. Остаются Россия и Казахстан, говорит экономист, профессор ВГСХА Раиса Шепитько. Несмотря на то, что по поводу последнего существует немало нареканий дешевое казахстанское зерно якобы будет перебивать российские цены, она считает так: «Если в Казахстане дешевое зерно, то от этого выигрывает Казахстан. Но для других стран это не будет убытком, так как после создания такого союза будет ориентация на мировые цены, как это происходит в нефтяном ОПЕК». Вопросы вызывает и экспорт зерна на биотопливо. Волгоградские эксперты считают, что сама Россия перерабатывать растительное сырье на топливо пока не в состоянии, а как продающую сторону ее не должен сильно волновать этот вопрос.

- Использование зерна дело той стороны, которая его покупает. При всем желании контролировать данный процесс это невозможно. Понятно желание уберечься от сомнительных сделок, но абсолютной гарантии нет. В положении России возникает другой выбор вывозить зерно или использовать его внутри страны. Если не можем найти применение внутри страны эти ресурсы лучше вывозить и зарабатывать на этом, полагает Александр Стризое. Любая инициатива, которая идет сверху и не учитывает сугубо российских особенностей и региональной специфики, наказывает сама себя и своего создателя. Может так получиться и в этот раз. Раиса Шепитько считает, что «однозначно на уровне России нужен такой союз, но инициатива должна идти не сверху, а от региональных холдингов, сельских хозяйств, фермеров, через районные организации. Важно, чтобы сельхозпроизводитель был не последним, не остался на обочине». Волгоградская область имеет развитое сельскохозяйственное производство и является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации. По данным, предоставленным экономистом, профессором ВолГУ Владимиром Курченковым, по объемам производства растениеводческой продукции наш регион в 2006 году вышел на пятое место по стране, и в поставках экспортного зерна будет играть не последнюю роль. Конечно, это дополнительный приток капитала в область. Но сможем ли мы обеспечить планирующийся рост спроса на зерно и его регулярные поставки? Хватит ли технических мощностей для поддержки страны в международном проекте? Волгоградские чиновники пока очень сдержанны в оценке перспектив создания «зернового ОПЕК» и влияния этого на развитие области. Заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области Владимир Кубарков отказался комментировать проблему, мотивируя это тем, что вопрос недостаточно разработан и вокруг него много слухов.

Проблем в региональном сельском хозяйстве достаточно, и без их решения невозможно создание реально, а не на бумаге, работающего объединения. Одна из них то, что наша область находится в зоне рискованного земледелия, и поставки зерна не могут быть стабильными. Академик Россельхозакадемии, почвовед Алексей Гаврилов особо отмечает: «Последние 10 лет почти все годы были более благоприятны, чем предыдущие 2-3 десятка лет. Но благоприятные годы это не нормальное явление. Нарушена цикличность, когда неблагоприятный год сменяется условно благоприятным, а после благоприятным для земледелия. Может статься, что нечего будет продавать». Так же считает и директор Организации научного обслуживания ВНИАЛМИ РАСХН Сергей Костюков: «У нас не самое хлеборобное место, зона рискованного земледелия, засуха. Например, наше хозяйство в этом году из-за засухи списало 200 га ячменя. Отсутствие дождя не позволяет быть конкурентоспособными рядом со Ставропольем, Краснодаром. По южным регионам урожай выше, там более отзывчивая земля». Еще одна проблема техническая и финансовая стороны вопроса, обеспечение частных и коллективных хозяйств всем необходимым для получения достойного урожая. Это особо подчеркивают волгоградские аграрии. «Должны быть большие объемы как производства, так и переработки. Потенциал страны таков, что можно вырастить в 50 раз больше зерна. Но если хотят иметь зерно необходима техника. А в стране не выпускается техника, которая может это осуществить. Приобретая технику за рубежом приобретаем сервис, запчасти Необходимы льготы, беспроцентные кредиты, посадочный материал зерна. А министерство, которое хочет сделать такую организацию, не выдаст фермеру ничего», говорит заместитель директора Организации научного обслуживания ВНИАЛМИ РАСХН по производству Дмитрий Кулик.

Решая проблему на международном уровне, российские чиновники могут забыть о тех, кто займется реализацией государственных планов. Д. Кулик считает, что «ставка должна быть сделана на те хозяйства, которые показали себя, где руководители работают давно и знают, как дать этот урожай. Надо вернуться к государственному планированию, к государственному заказу, так как государство ориентируется на мировом рынке. Оно может где-то диктовать условия, где-то принимать их». Отпустить проблему на самотек и предоставить производителю самому решать, как и где изыскивать средства для выращивания и сбыта зерна, даже открыв перед ним широкие рыночные возможности не выход. Государственный контроль необходим и за объемами сбыта продукции, чтобы не получилось так обеспечив зарубежных покупателей, сами останемся без хлеба. Разумеется, даже просчитав все плюсы и минусы и наконец создав объединение стран-экспортеров зерна, нельзя рассчитывать на то, что схема тотчас заработает и сразу принесет результаты. По мнению региональных экспертов, это не сегодняшний день и не завтрашний. На это нужны 10-15 лет.

Телефон автора: 8-917-843-5298

Мария ЧУРАКОВА