Предпринимательское бессознательное

На первом заседании координационного совета по предпринимательству, которое провел мэр Р. Гребенников, было заявлено, что в ближайшее время город примет программу развития предпринимательства в Волгограде. И она уже есть это «Программа создания условий развития малого и среднего предпринимательства г. Волгограда на 2007-2008 гг.», принятая на конференции Волгоградского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

Правда, совету программу не показывали, она была в единственном экземпляре у докладчика координатора «Опоры» по ЮФО В. Леонтовича. Он о ней рассказал и сообщил, что текст программы можно скачать на сайте организации. Авторам текста удалось то, чего не смог сделать ни один писатель-утопист: в 700 словах здесь нарисована манящая картина светлого будущего города-героя и населяющих его предпринимателей. Чтение текста даст философу, обществоведу и психологу уникальное представление о мечтах предпринимателя. Коллективное бессознательное предпринимателя: пусть власть накроет нас стеклянным колпаком и убережет от контактов с окружающим миром. Часть мер, по мнению «Опоры России», необходимых для развития предпринимательства в Волгограде, носит глобально-политический характер. Например, «реформировать ЖКХ». В рамках этой части программы, кроме создания конкурентной среды в сфере предложения услуг по управлению ЖКХ и разработки механизма возникновения большего числа управляющих компаний, городу предлагается создать механизм привлечения инвестиций в строительство доступного жилья, осуществлять строительство малоэтажного жилья силами МСП, а также создать механизм дешевой ипотеки с участием города (максимальная ставка 10% годовых). Да, создание конкуренции в городском ЖКХ под силу городской власти. А вот механизм инвестиций в строительство... Вся страна бьется об эту проблему, как рыба об лед. Рассчитывать, что именно глава Волгограда Р. Гребенников ее решит, по меньшей мере наивно. Уже многими аналитиками отмечено: лучше всего развиваются строительные проекты, которые делаются без участия и патронажа власти. Возможно, конечно, что данный пункт программы адресован не городу, а как раз бизнесу тогда все правильно: если МСП займется малоэтажным строительством, выиграют все. Вопрос в том, что ему для этого нужно? Почему оно этим не занялось до сих пор? Ответы на эти вопросы можно поискать в других пунктах программы. Так, например, «Опора» хочет, чтобы город создал залоговый фонд, состоящий из имущества и гарантий города для обеспечения финансирования инновационного бизнеса в Волгограде. Идея старая, но по-прежнему привлекательная для предпринимателей, близких к власти. Однако реализована она, надеюсь, так и не будет. Горожанину трудно понять, с какой такой радости город должен закладывать городское (то есть наше общее) имущество под проекты неких предпринимателей. Прозрачного и справедливого механизма распределения этого имущества среди желающих его попользовать нет и никогда не будет придумано. А потому создание такого залогового фонда можно расценивать как попытку провести приватизацию по типу печально известных залоговых аукционов: власть назначает кого-то олигархом и дарит ему свою собственность. Для допущенного к кранику схема, безусловно, привлекательная, для остальных горожан мягко говоря, сомнительная. Далее. Предприниматели хотят, чтобы город создал условия для открытия филиалов и представительств как можно большего числа финансовых компаний с целью увеличения инвестиционной активности населения и создания развитого и гибкого рынка финансовых услуг, выстроил отношения с банками и страховыми компаниями с целью инвестирования их финансовых потоков в экономику Волгограда. Ну, опять же: кто бы возражал, что развитой и гибкий рынок лучше, чем неразвитой и негибкий. С другой стороны, понятие гибкости у каждого свое. На заседании координационного совета неожиданно прозвучало, что в Волгограде нет местных банков, а филиалы сами решений не принимают, поэтому желательно иметь свой муниципальный банк, работающий с предпринимателями. При этом весь город заклеен наружной рекламой банков, зовущих за кредитами. Спросите любого банкира, и вам скажут: денег в регионе море.

Проблема в умении предпринимателя работать с собственными финансовыми документами так, чтобы бизнес был прозрачен для банкира. Если учет ведется по двум бухгалтериям, «для налоговой» и «для себя», банкиру, конечно, трудно принять решение о выдаче кредита, потому что белая бухгалтерия выглядит слишком убого. Впрочем, и эту проблему они уже научились решать: сотрудники одного из банков, получая заявку на кредит от владельца, например, магазина, идут в магазин и смотрят, какой товар на прилавке, сколько его, что есть на складе. В общем, нашли выход. Но поскольку банковское дело у нас зарегулировано как никакое другое, сколько бы у нас ни было филиалов банков, под честное слово и за красивые глаза кредиты раздавать не будут. А если будут, то это получится разовая операция наподобие залогового фонда из муниципального имущества: создали, поделили и разошлись. Из той же серии идея создать пенсионный фонд с участием города и гарантированного казной города. Это нужно, в частности, для создания дополнительного пенсионного обеспечения для работающих горожан старше 1967 г. р., создания дополнительного пенсионного обеспечения для предпринимателей, работающих на специальных налоговых режимах и т.д. Прекрасно. Непонятно одно: что мешает гражданам старше 1967 г. р. и предпринимателям, работающим на специальных налоговых режимах, выбрать пенсионный фонд из существующих? Видимо, бизнес представляется авторам программы некой сакральной областью человеческих знаний, где не действуют обычные житейские правила. А ведь казалось бы: не складываются у вас отношения с чужими детьми (а мы все друг для друга чужие дети) нарожайте своих. Так ведь нет. В программе что ни строчка то находка. И было бы замечательно, если бы эти находки бизнес адресовал себе. Привлечь вузы Волгограда к подготовке специалистов, реально необходимых в сфере производства и бизнеса... Позиционировать Волгоград как региональный центр прикладной науки... Развить рынок производства минеральных вод и лечебных грязей... Создать центр нетрадиционной медицины... Создать комплекс предприятий по сбору и утилизации твердых бытовых отходов... Восстановление товарно-сырьевой биржи для организации торгов товарами и энергоносителями... Создать «банк народных идей» для отбора лучших идей, стимулирующих потребительскую активность горожан... Создать брэндовые предприятия туризма ( пример: Диснейлэнд, парк Go Ape и т. д.)... Эх, как бы мы жили, если бы наш бизнес все это сделал... Ведь если все эти прекрасные пожелания городская власть сумеет реализовать, никакой бизнес Волгограду уже не понадобится.

Анна СТЕПНОВА, член координационного совета администрации Волгограда по предпринимательству