Гитарой и автоматом

Скачки, регаты, автошоу, соревнования пара- и дельтапланеристов - это яркие зрелища, участвуют в которых избранные, но смотрят с удовольствием многие. Считается, что это полезно для здоровья общества: тут и пропаганда здорового образа жизни, и хорошее настроение, тем более что подобные события вносят разнообразие в жизнь местного населения, особенно в малых городах. В последнее время часто говорят, что такие события «работают на брэнд», «поднимают престиж территории», а в конечном счёте дают и экономический эффект. Можно ли его посчитать? При каких условиях подобные зрелища могут служить источником дохода территории?

Футболу - да, Олимпиаде - нет

Россияне не всегда единодушны в оценке социального эффекта затратных спортивных мероприятий. Например, исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru за последний месяц опубликовал результаты двух опросов - об Олимпиаде и чемпионате мира по футболу. Когда россиянам предлагается выбрать, что для них важнее всего, события, работающие на брэнд, репутацию и социальное самочувствие, отступают на второй план. Так, 52% россиян считают наиболее актуальным проектом, соответствующим долгосрочным интересам России, создание 1 миллиона мест в современных детских садах. Второе место у создания российского Гарварда (16%). Продление аренды базы Черноморского флота в Севастополе до 2042 года считают самой актуальной задачей России 12% россиян. И только 7% опрошенных назвали проектом N1 Олимпиаду в Сочи («мировой престиж превыше внутренних проблем»). Если же вопрос не предполагает альтернативы, ответы получаются другими: идею проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в России приветствуют 53% россиян. Для них это «деньги и престиж», «новый статус» для страны. «Это будет способствовать росту авторитета России, её экономическому процветанию». И только 14% видят более актуальные для России проблемы: развитие науки и производства, строительство больниц и так далее. «Надо думать о повседневной жизни граждан, а не о том, какое мнение складывается у иностранцев о нашей стране», - говорят сторонники этой точки зрения.

«На том стоим и стоять будем»

Искать баланс между этими двумя позициями приходится и местным властям. Вот две «районки» - «Нехаевские вести» и «Трибуна» из Руднянского района. Первая отвела целую страницу под описание соревнований на кубок области по конному спорту, которые прошли в станице Упорниковской. К скачкам приурочили и смотр достижений ТОСов, и концерты. Газетный отчёт завершается такими словами: «А коль живы кони в наших казачьих краях, знать, будут жить в веках казачество, традиции нашей родной земли и память о её славном прошлом. На том стоим и стоять будем!» Примерно так и освещают подобные события в районных и городских газетах: провели праздник - и молодцы. Но вот отвечать на вопросы, каков экономический и социальный эффект от подобных событий, муниципальные главы не то чтобы отказываются, но если говорят - то крайне неохотно и не о том. В основном все скатываются к общим словам о том, что это - хорошо и правильно. И хорошо, и правильно, да, но кроме того - обсуждение экономического эффекта каждого события неизбежно поднимает неприятный вопрос о потраченных на него деньгах.

Именно такая дилемма в Рудне: газета «Трибуна» опубликовала коллективное письмо, в котором ставится под сомнение проведение в районе фестиваля «Автомат и гитара». Авторы письма напоминают, что в 2007 году, когда фестиваль проводился впервые, прежняя администрация обещала, что это событие станет «одним из важнейших шагов, направленных на подъём экономики района», то есть должно «привлечь в Рудню поток отдыхающих, а также послужить рекламой для инвестиций и дополнительных поступлений». И где это всё? Лучше бы поселковая администрация занялась насущным жители посёлка устали по ночам караулить воду. Здесь же опубликован и ответ главы поселения О. Ворониной. Про привлечение инвестиций с помощью «Автомата и гитары» она не пишет, но подробно рассказывает, что на проведение фестиваля депутаты городского собрания решили выделить 80 тыс. руб. (а не 200, как говорилось прежде). Деньги пойдут на оплату музыкального сопровождения, которое всё равно понадобится на День Рудни. «Не надо быть специалистом, дабы понять, что не всё так просто, и одного проведения фестиваля не достаточно для начала инвестиционного процесса», - пишет О. Воронина, прежде чем перейти к рассказу о водопроводах, насосах и водонапорных башнях. Такие проблемы встают перед всеми властями. Впрочем, когда речь идёт о том, чтобы потешить собственное эго фотографией с Филиппом Киркоровым или поплясать рядом с Жанной Фриске, проблем нет. Но это одноразовое событие, которое хоть и доставляет немало радости его участникам, по большому счёту не влияет ни на привлекательность территории, ни на её престиж («прикинь, Волгоград - крутой город, сам Филя на день города приезжал»). Это азы территориального маркетинга: событие должно быть регулярным, а территория - иметь соответствующую событию инфраструктуру. Опираясь на эту науку, легко доказать, что систематическое проведение регаты для Волгограда выгоднее, чем обустройство теннисных кортов или даже полей для гольфа, хотя, казалось бы, и то, и другое - престижные виды спорта, привлекающие обеспеченных людей. Однако просто регата или даже две-три - это ещё не всё.

Благородные амбиции

- Власти региона поставили перед собой амбициозную, но весьма благородную задачу - сделать Волгоград центром парусного спорта Нижнего Поволжья. Область заинтересована в создании федерального центра парусной подготовки аналогичному ФГУП «ЮГ Спорт» в Сочи, - считает президент Волгоградской федерации парусного спорта Амиль Юдаев. - И все условия у нас для этого имеются. Акватория Волгоградского водохранилища давно оценена специалистами как наиболее благоприятная для развития парусного спорта и водного туризма. Водохранилище даёт 400-километровую трассу для парусной гонки, роза ветров - идеальна. И судоходство не интенсивное, что в данном случае только в плюс. В Тольятти тоже хорошо, но там лето и начинается позже, заканчивается раньше.

- Понятно, что любое большое спортивное соревнование влечёт приезд гостей, представителей различных регионов, стран. Для нас это очень важно. Проведение крупных спортивных мероприятий позволяет нам раскрывать потенциал нашего региона, демонстрировать туристические возможности Нижнего Поволжья, - продолжает А. Юдаев. - В этом вопросе всё более чем очевидно. Развитие парусного спорта в регионе даст толчок и к социально-экономическому развитию области - развитию гостиничной инфраструктуры, туристического бизнеса, общепита, торговли сувенирной продукцией. Есть и ещё одна важная задача, которую мы рассчитываем решить, делая ставку на яхтинг, - формирование позитивного имиджа Волгоградской области. Это очень важно для создания благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Проблема состоит из двух частей: спорта высоких достижений и индустрии развлечений. Одно без другого не живёт. Зато и в развитии одно тянет за собой другое. По мнению специалистов, чемпионат мира или Европы на нашей акватории - вполне реально. В Москве чемпионаты самого высокого уровня проводят в водоёмах, которые у нас презрительно называют лужами. Но справляются и получают отличные оценки мирового спортивного сообщества. Наша природа дала нам всё, но инфраструктуру, которая позволит этим всем пользоваться, придётся создавать самим. Есть очевидные потребности: гостиницы для гостей и участников, оборудованное место для судей, зрителей и журналистов. Смотреть гонку крейсерских яхт просто с бережка неинтересно: ничего не увидишь и не поймёшь. Выход - трансляция гонок на большие экраны. И, конечно, яхты где-то надо ставить. Кстати, на левом берегу практически нет турбаз, к которым можно подойти на яхте или катере. Пришвартоваться, естественно, тоже негде. Пару лет назад организаторы одного делового мероприятия с участием москвичей столкнулись с неразрешимой проблемой: москвичи изъявили желание прибыть своим ходом, по Волге. Принять же их оказалось негде. Швартовать их у одной турбазы, а потом транспортировать гостей на другую автомобилями показалось совсем не комильфо. Признаваться в этом не хотелось, поэтому мероприятие под благовидным предлогом сдвинули на осень, чтобы отпала охота ходить по холодной воде.

- У города две визитные карточки: Мамаев курган и Волга. Но Волги мы не имеем, поскольку не можем ею пользоваться, - говорит В. Магнитский. - Теплоход «Москва» - это часовая прогулка в стиле «посмотрите налево, мы проезжаем Мамаев курган». Больше гостям нечего предложить. Был бы яхт-клуб - пожалуйста, на три дня в балки, решаем экономические и политические вопросы на яхте за рюмочкой кофе. Он рассказал, как работал на регате, которую устроил для своих топ-менеджеров «Газпром»: арендовали 20 яхт и вывезли 150 человек на регату. Директоров газпромовских предприятий гоняли, как пацанов, причём они получали от этого огромное удовольствие. «Газпром», возможно, в любом случае поедет в Болгарию или Хорватию, а фирмы поскромнее могли бы проводить такие корпоративные регаты и здесь. Прокатная яхта - это такой же бизнес, как экскурсовод со своим автобусом: покупка парусной яхты отбивается за год. На единственный катамаран стоит очередь. Спрос есть, но предложение мизерно.

Ветер бесконечен

Называя себя перекрёстком торговых путей и даже цивилизаций, Волгоград в своём облике почти не имеет отличительных признаков южного города на воде: акватория почти пуста. Даже в выходной редко увидишь паруса на Волге. Не говоря уж о возможности пройти по реке под парусом - теоретически она есть, но как её осуществить? И привычки нет. Например, во время регаты «Паруса России» 12 июня на центральной набережной Волгограда стояло в ожидании десятка два моторных лодок типа «казанки» - их можно было нанять и посмотреть регату вблизи, но желающих не было, люди не понимают, что такое регата, как себя вести, откуда и на что смотреть. Так что это ещё один аспект проблемы - роль СМИ и сарафанного радио. В. Магнитский считает так: если яхтингом занимаются десять человек, о соревнованиях знают сто, если в городе тысяча яхтсменов - о регате знает миллион.

Закладывая новую традицию, мало сообщить, что в городе будет регата, надо ещё объяснить людям, где лучше её посмотреть, на что обратить внимание, словом - научить пользоваться этой возможностью для своего удовольствия. Но и это тоже затраты. Не говоря уж о том, что о проведении той или иной регаты должно быть известно заранее, чтобы у желающих посмотреть было время собраться, подгадать отпуск или взять выходные. А когда о предстоящей регате сообщают за неделю, даже местные СМИ не всегда успевают о ней проинформировать. Именно по этой причине о регате 12 июня «Деловое Поволжье» писало только пост-фактум. Но привлечь внимание к регате можно не только через СМИ - например, с помощью других мероприятий вроде парада или показательных гонок моторных катеров, которые есть у многих VIP-персон в нашем городе. Развитие парусного спорта, в том числе и как зрелища, - целый комплекс проблем и задач, которые надо решать практически одновременно. А. Юдаев немного лукавит, говоря, что развитие спорта даст толчок развитию туристической индустрии: если не хватает гостиниц, то проведение самой зрелищной регаты не привлечёт туристический поток - некуда. Но и строить гостиницы «про запас» - тоже занятие бессмысленное: делать на Волге нечего. В каком состоянии наши пляжи - и говорить не надо. Но даже если найти чистый уголок берега - чем там заняться? Необходимо комплексное решение, взаимосвязанная активность разных сфер деятельности, это как шаги - правая нога, левая, правая, левая. И без координирующей роли власти не обойтись. Тем более что есть ещё одна проблема - кадровая.

Даже со стороны заметно, что в регатах участвуют в основном старики и дети. В. Магнитский подтверждает: среднее поколение - это провал. На рубеже 1980-90-х годов власти начали разгром яхт-клубов в Волгограде, и это привело к тому, что ни яхт, ни яхтсменов в городе не осталось. Территория клубов понадобилась под другие надобности, и отстоять себя они не смогли, тем более, что мешали всем - и дикорастущему бизнесу, и браконьерам. Сейчас детей, желающих заниматься этим спортом, становится больше, но передавать их некому. Словом, у развития парусного спорта в регионе есть очень много «да, но». Настолько много, что может возникнуть вопрос: а надо ли прилагать такие усилия, жили без парусов - и дальше обойдёмся? В ответ можно привести несколько фактов. Оборот кинобизнеса в мире сопоставим с оборотом нефти. Оценка наследия Пикассо выше рыночной капитализации «Газпрома». Крупнейший налогоплательщик в Англии - не президент British Petroleum, а автор «Гарри Поттера» Джоан Роулинг. Применительно к Волгоградской области: ставка на использование природных ресурсов - это не только добыча нефти и бишофита. Полезные ископаемые - исчерпаемы. Ветер на Волге - бесконечен.

Анна СТЕПНОВА