Пиво-чипсы-Волгоград

Каждый мэр Волгограда внёс свой вклад в развитие городской набережной, но результата этих вкладов пока не видно. Грандиозные идеи застройки-перестройки повисли в воздухе и со временем позабылись. Если набережная города - это его лицо, то сегодня лицо города на Волге испорчено неприветливой гримасой. И с каждым годом оно становится всё некрасивей.

Потому что нет льда

Ровно год назад «ДП» в очередной раз писало про волгоградскую набережную ( 28 от 27.07.2009). Тогда руководитель департамента потребительского рынка горадминистрации Дмитрий Семененко сказал, что «по сравнению с прошлыми годами волгоградская набережная стала более привлекательной. Появились красивые баннеры, предприниматели обновили оборудование, используемое для приготовления еды, внесли свежие элементы во внешнее убранство торговых точек». Сегодня ничего нового и красивого не появилось - ни на берегу Волги, ни в словах руководителя департамента.

- Планы и инициативы есть, но не реализовываются, - говорит Д. Семененко. - Потому что и с бюджетом всё не так хорошо, и предпринимательская активность снижена, и люди тратят на развлечения меньше денег. Сколько бы ни строили планов обустройства нижней террасы набережной, на деле становится только хуже: приличные заведения закрываются, а балаганы из поливинилхлорида плодятся и работают даже зимой. Стандартный ассортимент такого заведения - пиво и чипсы. Обстановка, ассортимент и музыкальный репертуар этих заведений притягивают и определённого сорта публику. В таком виде набережная всё активнее становится местом сбора откровенно маргинальных личностей. Лишь в светлое время суток она кажется безопасной и доброжелательной. Но даже днём тех, кто отважился прогуляться по берегу, здесь ждёт угрюмая картина. Кафешки малопривлекательного вида с сомнительной обстановкой и сервисом. Пластмассовые столы, стулья и стены не греют душу, и возможно, настолько же экологичны, насколько и эстетичны. Можно только догадываться, какие испарения выделяет поливинилхлорид в волгоградскую 40-градусную жару. А тот факт, что здесь даже в стационарном заведении в жаркий день не могут приготовить коктейль, «потому что нет льда», - вообще нонсенс. Впрочем, сюда ходят за пивом и чипсами.

Как и год назад, мэрия снова демонстрирует намерения снести все времянки и превратить набережную в центр семейного отдыха. Но даже городок развлечений с качелями, каруселями и тиром явно не тянет на такое звание. В результате набережная выпадает из числа привлекательных для досуга мест. Многие наши читатели, посещающие редакцию, не раз выражали желание посидеть на берегу под прохладным речным ветерком, но набережную из своих планов почти все сразу вычёркивают: не та обстановка, не та атмосфера, не та публика.

Город без имени

Голая и недоброжелательная набережная отбрасывает тень и на региональный туризм. Туристическое агентство «Пилигрим-Тур» - ведущий волгоградский оператор по въездному туризму - хорошо знает настроения гостей здесь.

- Общее впечатление от нашей набережной - деревенская. Никак не парадный въезд в город со стороны Волги, - говорит коммерческий директор туристического агентства «Пилигрим-Тур» Ольга Кузнецова. - Теплоходы с туристами причаливают на далёкий 9-й причал, и туристы вынуждены идти в город по раскалённому бетону, где в принципе негде укрыться от солнца. В здании речпорта нет ни аптеки, ни почты, ни камеры хранения, - самого необходимого для людей, приехавших в чужой город. Несмотря на «зебру», перейти дорогу очень сложно. Детский парк развлечений, конечно, нужен городу, но торжественности и парадности набережной он однозначно не придаёт. Только портит впечатление. Про кафе на нижней террасе я вообще не говорю. Их вид напоминает о рынке на автотрассе: бесконечные кафешки и палатки. Но на трассе это уместно, а на волгоградской набережной нет.

Отсутствует и соответствующая туризму инфраструктура. За 4-5 часов стоянки познакомить туристов с местными традициями нет никакой возможности. А уж если прибытие теплохода совпало с крупным праздником - получается вообще картина маслом. Во время концертов вся набережная перекрывается, практически парализуется транспорт, и туристы с теплоходов вынуждены подниматься вверх или спускаться после экскурсии вниз пешком. Впрочем, наши дачники, возвращаясь из-за Волги, сталкиваются с этим гораздо чаще: тащить урожай в гору им приходится пешком.

Кстати, со стороны Волги у города даже нет имени. Теплоходы приплывают неизвестно куда, потому что на здании речного порта название города не указано. - Необходимо оформить въездные ворота в город со стороны реки, установить неоновую надпись, так же, как в аэропорту и на железнодорожном вокзале, - настаивает Ольга Кузнецова. - Тем более, если мы говорим о патриотическом воспитании, стоит написать «Город-герой Волгоград». Это создаст особое настроение у людей, которые сходят на берег: они приехали в город-герой!

Неприветливая обстановка напрямую влияет на желание людей повторно посетить Волгоград. По наблюдениям турагентства, к нам приезжают лишь те, кто ещё не был на Мамаевом кургане, и привлечь туристов во второй раз нечем.

Как мы победили французов

В разные годы градоначальники вносили свой вклад в развитие набережной. В 70-е годы прошлого века по проекту Тимофея Садовского построили здание речного вокзала. Задумка была красивая: вернуть слову «вокзал» исконный смысл - место развлечений. Именно так он и жил, когда речное судоходство пришло в упадок: ночной клуб, ресторан, бар, магазин, снова ночной клуб... Впрочем, помещение самого большого ресторана - «Россия» - пустует уже много лет. В последнее время его хотя бы стали драпировать наружной рекламой. Но и других пустующих помещений с пыльными окнами в здании вокзала достаточно. При мэре Евгении Ищенко проект застройки набережной был заказан известному французскому архитектору Жану-Мишелю Вильмоту. Проект был выполнен в 2005 году, но реализовать его мэр не успел. Потом пришла новая власть - мэром стал Роман Гребенников. В начале 2009 года администрация провела конкурс на создание градостроительной концепции развития волгоградской набережной. Победивший проект МУП «Мегаполис» предполагал разделить набережную на несколько террас, в местах их пересечений обустроить зоны общественных контактов - площади, площадки, амфитеатры с торговыми и развлекательными комплексами, а также предусматривал рокадную дорогу, систему транспортных дублёров и три основных маршрута для пеших перемещений. После конкурса была даже разработана документация по планировке, но камнем преткновения стала невозможность для потенциальных инвесторов оформить право собственности на эту территорию.

- Территория набережной находится в муниципальной собственности, - рассказал председатель комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Алексей Лисин. - Здесь возможно размещение объектов, их создатели могут беспрепятственно пользоваться ими на протяжении определённого срока, но права собственности в этом случае не возникает. В этом и есть проблема: потенциальные инвесторы, которые планировали прийти на эту территорию, пока что осмысливают эти условия и не могут принять окончательного решения. Невозможность оформить объект в собственность означает ещё и невозможность привлечь кредитные ресурсы. Получается, что принять участие в проекте может только компания, обладающая достаточно серьёзными собственными ресурсами и готовая пользоваться муниципальным имуществом, но не являться её собственником.

Так последняя идея комплексного развития набережной также повисла в воздухе. В настоящее время, по словам А. Лисина, администрация города снова разрабатывает организационно-правовые механизмы реализации своей архитектурной задумки. Спрогнозировать, что потребуются «организационно-правовые механизмы», до проведения конкурса, конечно, было невозможно. Надо было скорее показать миру, что волгоградское МУП может не хуже французского светила рисовать красивые картинки. А волгоградская набережная, находясь вроде бы в центре миллионного города, всё больше и больше похожа на какую-нибудь нахаловку на самой окраине.

Анастасия КУВШИНОВА

На фото: 1-3. Как должна выглядеть набережная по версии Ж-М. Вильмота... 4-6. ...и МУП «Мегаполис».