Ребёнок к январю

На заседании правления ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области» выступил главный архитектор области, начальник Главного управления архитектуры и градостроительства региона Александр ВЯЗЬМИН. Он рассказал о степени готовности муниципальных образований области к градостроительной работе в новых законодательных условиях.

К инвестициям готовы трое

- Градостроительный кодекс вышел в 2004 году, за эти годы вскрылось множество проблем, с которыми мы пытаемся справиться, но далеко не всё получается. В соответствии с кодексом за шесть лет, с момента его ввода с 2004-го по 2010-й, все органы местного самоуправления должны были разработать либо обновить градостроительную документацию, по которой развиваются подведомственные территории. Кодекс определил эту деятельность тремя основными функциями. Первое - территориальное планирование. Это планирование высшего уровня, которое решает вопросы общего устройства подведомственной территории. Сюда же относятся генеральные планы городов и поселений. Второе направление - регулирование реализации градостроительной документации, генеральных планов, то есть какими способами и методами они должны осуществляться. Основным документом здесь являются Правила землепользования и застройки. Каждая территория в соответствии с Градостроительным кодексом должна иметь к 1 января 2010 года этот документ. И, наконец, вопросы проектирования и строительства, которые тоже определяются специфическими документами: проектами планировки, межеванием, проектированием и т. д. На каждый вид градостроительной деятельности существует документация.

С выходом кодекса мы сразу подготовили областную программу, понимая, что органам местного самоуправления, муниципалитетам, главам поселений очень сложно будет справиться с теми функциями, которые на них возложили кодекс и 131-й закон. Была подготовлена областная программа поддержки действий органов власти в решении градостроительных проблем. Подпрограмма в программе «Жилище» так и называется: «Обновление градо- строительной документации». Сюда была включена разработка основных градостроительных документов для нашей территории: областная схема территориального планирования, схемы территориального планирования для всех муниципальных районов и генеральные планы всех крупных поселений, в первую очередь, райцентров. Эта программа утверждена думой, исполнение её должно было основываться на финансировании из областного бюджета. В 2008 году эта программа, в общем, исполнялась. На сегодняшний день областная схема территориального планирования разработана и согласована Минрегионом и 28 министерствами и ведомствами РФ, сейчас этот документ в областной администрации готовится к утверждению. В соответствии с этой программой разработаны схемы территориального планирования 15 муниципальных районов. Очень сложная и громоздкая схема утверждения и согласования этих документов не дала возможности их быстро утвердить. В процедуре прописана, например, обязательная публикация в районных СМИ, причём с выдерживанием сроков: надо опубликовать, получить отзывы, провести публичное слушание и т.д. Из 15 разработанных схем территориального планирования у нас официально утверждены три: Еланский, Дубовский и Иловлинский районы. На выходе Светлоярский и Среднеахтубинский, а также целый ряд районов, которые движутся в графике, и до конца года эти документы у них будут утверждены. У нас на этот год было заявлено девять схем территориального планирования, но в связи с известными условиями, которые изменили наши планы, осталось пять, по остальным пришлось остановить работу. Хотя по своей программе мы должны были к концу года иметь 26 разработанных схем, и только 6 мы переносили на 2010 год. Без обид, но есть районы более инвестиционно активные и востребованные, а есть районы, где эти процессы проистекают несколько медленнее. Поэтому и была установлена вот такая очерёдность разработки. Тем не менее, в 2010 году мы должны были закончить эту работу полностью. Это то, что касается сегодня территориального планирования.

Генеральные планы разрабатывались тоже достаточно систематизировано, в рамках той же программы. Разработано или находится в завершающей стадии разработки 23 генеральных плана райцентров, 9 утверждены. Документ следующего уровня - Правила землепользования и застройки. Таких документов у нас сейчас 37, включая и те правила, которые заказали сами районы уже на сельские поселения. Да, у нас есть районы, которые в этом смысле проявили достаточно серьёзную активность. Например, Быковский район утвердил Правила землепользования застройки на все сельские поселения. Активно сейчас в этом смысле стал работать Котельниковский район, который заказал сам, по-моему, 8 документов одновременно. Николаевский район активно работает, Жирновский готовит много заказов и договоров на эти виды работ. Основные населённые пункты, города практически имеют весь комплекс необходимой градостроительной документации. Волгоград утвердил генеральный план, заканчивает работу над Правилами землепользования, их уже внесли в думу, вот-вот будет и этот этап закончен. Волжский, Урюпинск, Котельниково и Серафимович утвердили генпланы и заканчивают работу над правилами.

Дёшево - и плохо

Ценность документа территориального планирования определяется качеством исходной документации, которую готовят сами районы. Суть территориального планирования - это суметь изложить на карте ваши планы социально-экономического развития. Насколько умно, грамотно, качественно и подробно они разработаны? Это вы и получите на схемах территориального планирования. Очень многие районы подошли ответственно, оперативно, и у них всё получилось. Многие районы эту работу, связанную с подготовкой исходных данных, растянули на длительное время. В итоге и сроки сорваны, и качество самой работы оставляет желать лучшего. Раньше генпланы заказывало наше главное управление, мы формировали задание, сами принимали и сами проверяли. С 2008 г. законом и областным постановлением о субсидировании работ по градостроительной документации основными действующими лицами, организаторами и исполнителями этой работы становятся органы местного самоуправления, то есть главы районов. Как определено в Градостроительном кодексе, глава сам формулирует задания, проводит тендер, выбирает исполнителя, принимает работу и сам расплачивается. Мы же, принимая участие в финансировании, платим деньги после того, как получаем от главы подписанный документ о том, что они всё приняли. У нас, конечно, практически со всеми районами есть соглашения, мы активно работаем с ними по подготовке заданий, формулированию тендерной документации, приёмке готовой документации. Государственная экспертиза такой документации не обязательна: орган местного самоуправления может заказать экспертизу и оплатить её из собственных средств. Естественно, у нас таких ответственных глав районов не так много, поэтому экспертизу сегодня по соглашению с районами проводит главное управление архитектуры. Мы изучаем поданные документы, проверяем, и от имени районного главы возвращаем на доработку, на исправление. Это кропотливый и сложный процесс, учитывая, что этой проблемой сейчас занята вся страна, специалистов не хватает. В нашей области фирмы, которые квалифицированно могут заниматься разработкой генеральных планов и тем более схем территориального планирования, я могу перечислить по пальцам одной руки. Однако в последнее время появилось достаточно много фирм, которые принимают участие в тендерах. Они ставят цену в два раза ниже той, которая определена по государственным расценкам и зафиксирована в областной программе, и выигрывают. У нас есть такие примеры, и, к сожалению, качество этих работ оказалось чрезвычайно низким. Мы с этим столкнулись в Иловлинском, Суровикинском и ряде других районов. Вот уже полгода эту работу мы возвращаем на доработку не по одному разу. Поскольку всё-таки ответственность за подписание контрактов лежит на главах районных администраций, прошу обратить на это особое внимание. Если есть сомнения, неясности, лучше проверить, перепроверить и задать лишние вопросы. Мы готовим чёрный список фирм, которые не справляются с выполнением выигранных на тендере работ, эти сведения передадим в комитет экономики, который ведёт перечень неблагонадёжных исполнителей.

Выход из безвыходной ситуации

Почему так важно уложиться в отведённые кодексом сроки? При отсутствии Правил землепользования и застройки с 1 января 2010 г. запрещаются отводы под строительство, кроме территорий, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется. Это улицы. То есть сети и дороги строить сможете, а жильё - нет. Мы предприняли несколько попыток выполнить эту работу по упрощённой схеме. Кодекс даёт нам такую возможность. Например, можно разработать Правила землепользования и застройки и при отсутствии генплана. Так поступил Октябрьский район. У них достаточно качественный генеральный план был сделан 20 лет назад, но не в обиду октябрьцам, очень много за это время произошло кардинальных изменений, которые потребовали бы переделать генеральный план. Его немножечко подкорректировали, уточнили, и на этой основе выполнили и утвердили Правила землепользования и застройки. Так могли бы поступить многие наши райцентры, у которых есть генеральные планы, например, Ленинск и Суровикино. Целому ряду населённых пунктов надо отложить корректировку или разработку генерального плана на более благоприятные времена, но утвердить Правила землепользования и застройки. Что будет, если мы к январю не успеем исполнить требования кодекса? Рассмотрим самый неблагоприятный случай, когда власть ничего не сделала и по объективным основаниям не смогла бы ничего сделать? Градостроительные процессы остановлены не будут, но они замедлятся при отводе площадок под объекты строительства. Поэтому, если район хочет что-то строить, правила землепользования и застройки необходимо принять для конкретной территории, буквально для определённой инвестиционно-привлекательной площадки. Этот вариант приемлем для Иловли, Калача, Клетского Можно разработать эти документы даже на участок из пяти домов. Но он должен быть. Иначе могут быть неприятности с законом.

После доклада А. Вязьмина и обсуждения участники заседания пришли к выводу: в том, что область не готова исполнить требования Градостроительного кодекса, на 80% вина главного управления и на 20% - лично глав районов, которые «как медведи, лапу сосали, то ли не хотели, то ли не знали». Поэтому работу, которая была проведена в этом направлении, первый вице-губернатор Александр Шилин оценил «на двойку, но в качестве утешительного приза - с плюсом». Председатель правления ассоциации Олег Керсанов, подводя итоги, сообщил, что в Минрегионразвития есть проект документа о переносе вступления в силу этих положений Градостроительного кодекса, но какое решение на этот счёт будет принято правительством, никто прогнозировать не берётся. Поэтому, считает О. Керсанов, действовать придётся без оглядки на это решение, иначе можно оказаться заложниками ситуации: если люди в это трудное время всё же решатся начать строить, а мы не сможем им выделить земельные участки, - это самое страшное, что может произойти.