Обречённые на успех

В условиях экономического спада бизнес вынужден приспосабливаться к игре по новым правилам - без кредитов (они дороги), без ажиотажного спроса, без благожелательного настроя конкурентов. Для того чтобы выжить, а тем более развиваться, бизнесу приходится минимизировать издержки и искать новые пути к сердцам и кошелькам клиентов. И всё-таки у бизнеса остаются возможности для роста. «ДП» выясняло секреты, которые помогают предприятиям неплохо себя чувствовать, несмотря на общее падение рынков сбыта и деловой активности.

Переживали и не такое

ООО «Стеклокомплект» - один из региональных лидеров по производству окон, но именно этот сегмент по понятным причинам понёс ощутимые потери. Есть отрасли, которые адаптировались к переменам сравнительно удачно, но в это число не попали строительные компании, от которых бизнес стекольщиков зависит крайне сильно. Сейчас стройки встали почти повсеместно, но ещё хуже, что не закладываются планы на следующий год. Это значит, что если в экономике в целом ситуация начнёт улучшаться, то в строительстве и смежных отраслях спад всё равно затянется. В годы, которые принято называть «тучными», производством окон в агломерации Волгоград-Волжский занималось около 150 фирм. Сейчас большая часть из них почила в бозе. «Стеклокомплект» же решил сделать ставку на сферу услуг. Новых кафе и магазинов открывается крайне мало, но тем не менее заказы поступают - пошёл сезонный рост. Что касается издержек, то их с началом кризиса сократили. Первый очевидный итог - в производстве стало меньше отходов, материал, который раньше выбрасывали, стали продавать на вторсырьё.

Директор ООО «Стеклокомплект» Мирон Маркосян пояснил: - Дух экономии витал в воздухе, и люди стали менее расточительными. Например, начали оптимизировать работу транспорта, и в результате неплохо сэкономили на топливе. Вообще, по мелочам много чего набирается: хозяйство-то большое. Если раньше оборудование мы ремонтировали на станции техобслуживания или вызывали мастера из сторонней организации, то сейчас убедили людей, чтобы они по возможности ремонт своими силами делали. Немного сэкономили на рекламе в СМИ - перешли на газеты, в которых она стоит дешевле. На телевидении и радио снизились рекламные расценки, и мы при меньшем рекламном бюджете рекламируемся больше, чем до кризиса. Урезали и мелкие статьи расходов, вплоть до канцтоваров - перестали покупать то, что не очень нужно. Даже бумагу покупаем попроще - не импортную, а отечественную. Но при этом стекольщикам удалось сохранить коллектив и зарплату (хоть и отказаться от традиционного её повышения), многих сотрудников направили на обучение, посчитав, что именно в непростых условиях повышение качества работы - главное конкурентное преимущество. - Конечно, мы сделали условия для клиентов жёстче, - признаётся Мирон Маркосян, - отсрочку платежа стараемся не давать. Пытаемся получить с должников своё. «Утром деньги - вечером стулья» - живём по этому принципу. Конечно, положение непростое. Но мы и не такое переживали.

Не было бы счастья...

ООО «Молочные продукты Волгоград» находятся в несколько иной ситуации. Несмотря на экономический спад, людям кушать необходимо. Но залог своего нынешнего стабильного, и даже благополучного, положения компания добилась шагами, предпринятыми аккурат накануне кризиса. Стоит отметить, что предприятие никогда не пользовалось заёмными средствами. Летом прошлого года в компании работал столичный бизнес-тренер и предложил сделать то, что в советские годы называлось «фотографией рабочего дня». Когда весь коллектив прошёл тестирование, выяснилось, что люди реально работают 2,5 часа (аналогичные исследования в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах дали примерно такие же результаты, - прим. авт.). Оргвыводы были сделаны немедленно. Руководство создало такие условия, что большая часть сотрудников поверила в скорое и едва ли не неминуемое увольнение. Гендиректор ООО «Молочные продукты Волгоград» Николай Лукьяненко пояснил: - Увольнять на самом деле не собирались. Но своего добились - люди стразу почувствовали степень ответственности, и работать стали гораздо лучше. Это действительно так, и люди стали помогать друг другу. Если офисный работник вставал и в пять вечера уходил, то сейчас такого уже нет - не успели доделать, работают сколько надо. Я знаю, бывает, что и до 9 остаются. Думаю, что теперь увидеть свободно слоняющегося человека у нас практически невозможно. Если раньше частенько можно было услышать фразу вроде: «хорошо, я буду делать, а что ты мне за это дашь?», то сейчас между работодателем и работником торговля закончилась. Люди стали говорить на одном языке, почувствовали, что фирма не только работа. Она как семья. А для семьи надо чем-то жертвовать, чтобы в будущем получить какие-то плюсы.

Причём плюсы работники действительно почувствовали. В компании не было не только сокращений, но и увеличили штат. И всем сотрудникам повысили зарплату на 20%. Азарт, появившийся у простимулированных и «кнутом», и «пряником» сотрудников, разгорелся такой, что компания стала отвоевывать рынок у конкурентов. И в кризисный год выручка выросла почти на четверть. Кстати, цены на свою продукцию удалось не только не повысить, а по отдельным позициям даже снизить. Издержки предприятия компенсируются ещё и тем, что упали цены на бензин и аренду коммерческой недвижимости, экономия составляет порядка 20%. А вот в рекламу стали вкладывать больше. И эффективность налицо и, что называется, могут себе позволить.

Сила в единении

На рекламу во многом сделал ставку и производитель мебели для детей ООО «ЦДМ-плюс». Упор - на интернет-ресурсы. И сравнительно недорого, и эффективно. Создали свой сайт, web-магазин, разместили рекламу на специализированных «маминых» форумах в других регионах. Результат не заставил себя ждать - из других субъектов РФ пришло уже более 50 только крупных обращений. - Чтобы было интересно населению, мы организуем фотоконкурсы, - поделился Сергей Чернов, генеральный директор ООО «ЦДМ-плюс», - сейчас выходим на муниципальные тендеры для поставок в детские сады. Наша мебель соответствующим образом сертифицирована. Главная же идея члена координационных советов волгоградских отделений «Опоры России» и «Деловой России» и председателя «Царицынского мебельного союза» Сергея Чернова в создании на базе нескольких местных производителей мебели своеобразного технопарка - единой производственной базы. К идее готовы присоединиться такие компании, как «Братья Карповы», «Петров и К», «Мебель от Михаила» и др. Компании создадут общий торговый центр и единое управленческое бюро с профессиональным кадровым составом. - Небольшие фирмы не все имеют собственных конструкторов или дизайнеров - это излишние расходы. А в таком торговом центре будет бухгалтер, дизайнер, технолог и менеджеры, обслуживающие общие заказы, - поясняет Сергей Чернов, - а объединившись, это проще и дешевле. Соответственно и продукция будет дешевле. Идея позаимствована из опыта соседних регионов. Но «пока не грянул гром» кризиса, волгоградские мебельщики не жаловали идею коллеги Чернова. Сейчас в желающих поучаствовать недостатка нет. Вместе будет проще бороться с крупными конкурентами. Впрочем, дорогая мебель из Европы уже исчезает с волгоградского рынка - спрос сильно упал. Даже те, у кого нет проблем с деньгами, в нынешние времена ищут что-то попроще. Оргвопросы по объединению потребуют два месяца, то есть к началу осени мебельщики подойдут уже в новом качестве.

- Обращаться к властным органам представляется нецелесообразным. Того, что на словах обещается, - крайне сложно потом добиться. На практике нет у нас заинтересованных лиц, готовых помочь малому бизнесу. По крайней мере, пока мы точки соприкосновения не нашли. Хотя совместно с городской администрацией проводили конкурс детских рисунков. Мы молодая компания и всегда ищем нестандартные маркетинговые идеи. Но кризис заставил сделать всё это раньше. Впереди осень - люди вернутся из отпусков и для бизнесменов настанет «час икс» - именно осенью спрос на многие товары и услуги традиционно возрастает, а после спада нынешнего года рост тем более обещает быть сильным. Смогут ли предприниматели воспользоваться моментом и вернуться на докризисные рубежи (или даже превзойти их), - зависит в первую очередь от них самих.

Владимир АЛЕКСЕЕВ