Холодильник в шалаше

Спрос на сложнобытовую технику в России, и особенно в городах-миллионниках, показывает рост не только уровня жизни, но и её качества, или, во всяком случае, запросов на высокое качество жизни. Быстрее всего растут продажи дизайнерской техники, а также той, которая отличается характеристиками, делающими её полезной для здоровья и окружающей среды.

Институт маркетинговых исследований GfK Русь провёл исследование динамики рынка СБТ в России, о чём представитель института Наталья Моржова рассказала журналистам - участникам регионального пресс-клуба компании «Техносила». В целом россияне уже удовлетворили спрос на бытовую технику, и сегодняшний спрос исследователи называют замещающим: покупают более дорогую технику - то есть более красивую и более мощную. При том, что в 2007 г. россияне купили мелкой техники в штуках на 0,7% меньше, чем в 2006-м, в стоимостном выражении продажи выросли более, чем на 10%. Отдельные товарные группы вообще демонстрируют взрывной рост: например, блендеров в прошлом году купили на 60% больше, чем год назад. Второе место по темпам роста заняли соковыжималки, третье - кофемашины, только не прежние кофеварки с фильтром, а настоящие агрегаты для приготовления эспрессо и капуччино. Домашняя техника становится дороже: в 2006-м средний электрочайник стоил $31, а в 2007-м - $45, и это чаще всего чайник из стали. С $60 до $82 подорожали блендеры, вытеснившие модные в своё время, но сложные в обращении кухонные комбайны. В 2008 году пошли в рост посудомоечные машины: за 1 квартал года их купили на 70% больше, чем в начале 2007-го; холодильники (рост на 75%), стиральные машины (45%).

Меняются и требования к функциям бытовой техники. Раньше хорошим считался мощный пылесос. Теперь, как говорят в GfK Русь, сейчас пылесосы, собирающие меньше 99% пыли, считаются морально устаревшими: битва идёт за десятые процента: 99,5; 99,6; 99,7%... Вот на такие пылесосы спрос растёт стабильно: с 33% в 2006-м до 42% в 2007-м. И если доля недорогих пылесосов последние пару лет стабильна (около 7%), то спрос на дорогие модели стабильно растёт, сокращая средний ценовой сегмент. То же самое происходит и с эспрессо-машинами: доля продаж агрегатов ценой выше 30 тыс. руб. в городах-миллионниках за год выросла с 21 до 31%. С точки зрения аналитиков, в поведении россиян на рынке СБТ есть противоречие: с одной стороны, мы уже купили всё, что хотели, с другой - россияне тратят на СБТ большую часть своего дохода, чем жители других стран. В прошлом году у россиян на СБТ 5,4% пошло общих расходов - вдвое больше среднемирового уровня. Сопоставимые доли имеют только Турция и Египет (4,9 и 4%). Там это объясняют ненасыщенностью рынков, у нас - тем, что россияне живут сегодняшним днем, тратя все, что зарабатывают, причём тратя демонстративно: дорогие мобильники пользуются большим спросом, а меняем телефоны мы втрое чаще европейцев. Кроме того, СБТ в России стоит примерно так же, как в Европе, а зарплаты у нас ниже, поэтому и доли расходов выше. И, наконец, главная проблема - недоступность жилья. Возможность приобрести квартиру существенно меняет структуру спроса и расходов, а в России это явление обладает четкой цикличностью: бум жилищного строительства приводит к буму спроса на отделочные материалы, затем на мебель, затем на СБТ. Точно так же массовое строительство гипермаркетов, приучившее россиян закупать продукты на неделю вперёд, привело к росту спроса на большие холодильники.