«Деловая Россия»: на что Волгограду нужны деньги

Транспортные проблемы Волгограда отлично известны каждому горожанину: по разбитым дорогам носится огромное количество маршрутных такси, а муниципальный транспорт или не виден, или укомплектован разбитыми трамваями и автобусами. Очистные сооружения на острове Голодном скоро перестанут справляться с нагрузкой, что грозит городу экологической катастрофой. Эти проблемы видны и городским властям, однако решение зависит не только от муниципалитета. Проанализировав состояние финансирования этих важных для города объектов, ВРО ОО «Деловая Россия» обращает внимание областной думы: для финансирования наиболее социально значимых объектов Волгограда в 2008 году, а также в целях обеспечения участия Волгограда в реализации федеральных целевых программ городу необходимы дополнительные ассигнования из регионального бюджета.

Метротрам - кандидат в вечные долгострои

Так как в настоящее время Волгоград принимает участие в реализации адресной инвестиционной программы по объекту «Строительство линии скоростного трамвая, 2-я очередь «пл. Чекистов - Дендропарк» (пусковой комплекс, подземная часть ст. пл. Чекистов - ст. Ельшанка»), которое ведется с 1985 года. С введением объекта в эксплуатацию население города получит беспересадочную транспортную связь между пятью районами города. Протяженность второй очереди линии скоростного трамвая составляет 8 км, из них в первый пусковой комплекс выделены подземный тоннель (4 км) по оси улицы, три подземные станции - «Профсоюзная», «ТЮЗ», «Ельшанка». Для ввода в действие пускового комплекса скоростного трамвая необходимо завершить большой объем работ.

Фактический объем финансирования объекта в 2006 году составил 75,3 млн рублей (37,2 млн руб. - средства федерального бюджета, 10 млн - средства областного бюджета и 28,1 млн - бюджета Волгограда). В 2007 году планируется освоить 147,8 млн руб. бюджетных средств, в том числе федеральным бюджетом на строительство данного объекта предусмотрено 81,8 млн руб., областным бюджетом - 51 млн руб., бюджетом Волгограда - 15 млн руб. На 1 июня 2007 г. из федерального бюджета на строительство объекта выделено и фактически использовано 19,3 млн рублей, из областного бюджета - 0,5 млн руб., из бюджета Волгограда - 8,9 млн рублей.

С 2008 года объект планируется финансировать в рамках долгосрочной целевой программы развития метрополитенов в городах РФ на 2008-2010 годы. В январе 2007 года были поданы документы в Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Общий необходимый объем финансирования составляет 422,6 млн руб. Софинансирование должно осуществляться в пропорциональном объеме. Выделение более 200 млн рублей только за счет Волгограда является слишком значительной нагрузкой для бюджета. Если объект не финансируется из областного бюджета, то и получение федеральных средств будет невозможно, и скоростной трамвай не будет достроен.

Очистка стоков: спасти Волгу

Остро стоит проблема расширения и реконструкции канализации северной части Волгоrрада на острове Голодный, решение которой приведет к улучшению экологического состояния водного бассейна р. Волги за счет ликвидации сброса неочищенных стоков в реку и локализации объемов стоков.

Для надежности транспортировки сточных вод от главной насосной станции до очистных сооружений на о. Голодный и возможности замены действующих дюкеров требуются две резервные нитки дюкеров через р. Волгу протяженностью 1,2 км. В целях бесперебойной эксплуатации канализационных очистных сооружений на о. Голодном и на случай чрезвычайной ситуации необходимо разработать и построить резервное электроснабжение. Введенные в эксплуатацию в 2002-2003 годах иловые площадки общей площадью 3,6 га в настоящее время заполнены на 75%, что подтверждает необходимость продолжения их строительства. Требуется ввод в эксплуатацию 6,4 га новых площадок.

В настоящее время практически прекращено как гражданское, так и промышленное развитие в южных районах Волгограда (Кировский и Красноармейский). Сброс стоков происходит в Волгу без очистки.

С 2002 по 2007 годы объект «Расширение и реконструкция канализации северной части Волгограда на о. Голодный (2-я очередь. Блок емкостей 3)» был включен в федеральную целевую программу «Юг России». С 2008 года финансирование объекта предполагается в рамках мероприятия «Расширение и реконструкция канализации г. Волгограда» федеральной целевой программы «Экономический рост регионов Юга России (2008-2012 годы)». Заявка на участие в программе подана, подготовлены необходимые ТЭО, но до настоящего времени программа не утверждена. Заявленный объем финансирования только в 2008 году составил 400 млн рублей, в том числе за счет средств бюджета Волгоrрада - 197 млн.

В связи с этим, а также учитывая, что утверждение данной федеральной программы может быть перенесено на неопределенный срок, считаем необходимым увеличить объемы финансирования за счет областного бюджета и бюджета Волгограда с целью предупреждения экологической катастрофы.

Трамвай в ремонте, автобус при смерти

Сокращение и старение парка автобусов и трамваев государственных и муниципальных унитарных предприятий сказывается на качестве транспортного обслуживания населения Волгограда и на снижении пассажирских перевозок всеми видами транспорта. В связи с резким увеличением количества маршрутных такси происходит отток платных пассажиров. Все это не позволяет государственным и муниципальным предприятиям конкурировать с маршрутными такси.

В составе МУП «Метроэлектро-транс» имеется три троллейбусных, два трамвайных и одно трамвайно-троллейбусное депо. У МУП 338 троллейбусов и 330 трамваев. Ежесуточно трамваями и троллейбусами МУП «Метроэлектротранс» перевозится более 500 тыс. пассажиров, это более 80% общегородских перевозок.

Подвижной состав городского электротранспорта сильно изношен. В 2006 г. с превышением нормативного срока службы эксплуатировались 84,1% троллейбусов (срок службы - более 10 лет) и 99,4% трамвайных вагонов (срок службы - более 15 лет). Наличие трамвайных вагонов в 2006 году осталось на уровне предыдущего года. Парк подвижного состава городского электрического транспорта, эксплуатирующийся сверх нормативного срока службы, по сравнению с 2000 годом существенно увеличился: если в 2000 году процент износа трамвайного парка составлял 82,6%, то на конец 2006 года - 99,4%, троллейбусного - в 2000 году - 73,5%, в 2006 году - 84,1%. По причине неисправности в Волгограде ежедневно не использовались в работе 37,2% троллейбусов, 39,9% трамваев. В 2006 году в среднем в ремонте и его ожидании ежедневно простаивало 34,2% парка трамваев. Это приводит к уменьшению пассажирооборота электротранспорта, ухудшению качества жизни горожан и росту социальной напряженности.

Пассажирские автобусные перевозки в Волгограде осуществляет МУП «Волгоградское пассажирское автотранспортное предприятие 7», которое обслуживает 35 автобусных маршрутов. Как правило, эти маршруты проложены в зонах отсутствия электротранспорта и часто связывают отдаленные от центра улицы и поселки. Из 121 автобуса более 70 - с полным физическим износом. На 1 апреля 2007 г. у МУП был 51 автобус со сроком эксплуатации от 15 до 20 лет, от 10 до 15 лет - 41, от 5 до 10 лет - 29, и это при максимальном сроке эксплуатации автобусов 10 лет.

Выделение субвенций из областного бюджета в 2008 году на приобретение городского электротранспорта в размере 200 млн руб. и на обновление автопарка в размере 74,5 млн руб. позволит сократить интервалы движения электро- и автотранспорта, повысить безопасность и качество обслуживания населения, увеличить доходность и отчисления в бюджет Волгограда от повышения экономической эффективности работы пассажирского транспорта до 2,2 млн руб. в год, улучшить социальную обстановку в городе путем повышения транспортной доступности для населения.

Дороги в городе исчезают

В настоящее время социально-экономическое развитие города Волгограда во многом сдерживается уровнем развития автодорог. Значительная часть общегородских и районных дорог имеют высокую степень износа и исчерпали свою пропускную способность. Постоянные заторы, особенно на общегородских дорогах, значительно снижают скорость движения, что резко увеличивает транспортные издержки.

Через территорию города проходит большое количество транзитного автотранспорта, который составляет порядка 40% от общей интенсивности движения по сети дорог, а после введения в эксплуатацию мостового перехода через Волгу доля транзита в составе транспортного потока может увеличиться до 50-60%. Высокая загруженность городских автомагистралей, большая доля транзитного транспорта, интенсивность движения, не соответствующая пропускной способности городских улиц и дорог (большинство из которых были спроектированы в начале 50-х годов), низкие скорости движения - вот так выглядит краткий список транспортных проблем.

Согласно аналитическим данным ОГАИ БДД УВД Волгограда за 2006 г. в Волгограде произошло 662 дорожно-транспортных происшествий из-за неудовлетворительных дорожных условий, 58 человек погибло и 716 получили ранения. Обеспечить безопасность движения можно только при проведении ремонта и улучшении содержания автодорог.

Мероприятия, направленные на ремонт и восстановление автомобильных дорог, обходятся в 2,5-3 раза дороже, чем затраты на ремонт и модернизацию при своевременном их проведении. Ежегодно необходимые затраты на капитальный ремонт и текущее содержание дорог города составляют 968,1 млн рублей.

Многолетняя эксплуатация автомобильных дорог Волгограда без вложений в их содержание и ремонт привела к тому, что большая их часть требует капремонта и реконструкции. В прошлом году отремонтировано 887,1 тыс. кв. м дорог, это всего 28% от нормативной потребности. Износ дорог не покрывается ремонтом, а это ведет к утрате муниципального имущества. Сотни километров дорог не ремонтировались 10 и более лет, что уже привело к необратимому разрушению покрытий.

Субсидия из областного бюджета в размере 250 млн рублей на реконструкцию и ремонт дорог позволит оптимизировать транспортные потоки в городе, снизить аварийность, добиться экономии бюджетных средств, ежегодно затрачиваемых на ремонт и восстановление дорог (при несвоевременном проведении ремонтных работ и модернизации), повысить надежность и эффективность городских дорог, что является важнейшим показателем стабильности в городе.