Алкогольная недостаточность

C 1 июля вступили в силу поправки к ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». На прилавках волгоградских супермаркетов стало мало импортного алкоголя, а оставшийся подрос в цене. Новые правила коснулись и производителей, и продавцов, и потребителей алкоголя. Законодатели руководствовались благими намерениями: поправки должны сократить количество левой продукции. Удастся ли достигнуть благородной цели, покажет время. А вот то, что на рынке начался дефицит и рост цен, уже факт. Участники рынка считают, что пострадавших от новых правил окажется гораздо больше, чем тех, кто выиграет.

Всем алкогольным промышленникам пришлось позаботиться о новых акцизных марках, которые должны быть учтены в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Эта система, кроме предприятий-производителей, должна быть установлена и у оптовиков. Хотя положение принято год назад, разработка новых марок затянулась. Это промедление уже тормозило работу заводов в январе, когда они простаивали из-за отсутствия новых акцизок («ДП» 3). В феврале марки пошли на предприятия, а в мае была готова и сама информационная система. Но внедрена она не везде: это дорогая и сложная процедура.

Марки для импортного алкоголя до сих пор под вопросом. По словам руководителя отдела закупок филиала «Южный» ЗАО ТД «Перекресток» Ирины Шишовой, в связи с отменой старых акцизных марок импортный алкоголь исчез с прилавков супермаркетов, т. к. продавать продукцию со старыми акцизами нельзя, а с новыми у импортеров проблемы: «Думаю, государство правильно расставило приоритеты, обратив внимание сначала на отечественного производителя». Чтобы успеть реализовать запасы импортного алкоголя, волгоградские супермаркеты предупреждали покупателей, что с крепким спиртным могут быть перебои, давали скидки.

Сейчас то, что осталось, розница возвращает оптовикам. Им нужно переклеить марки: перемаркировкой российского алкоголя может заниматься только производитель, импортное же спиртное предложено перемаркировать импортерам, но порядок не определен. Есть перемены и в торговле. Во-первых, продавать алкоголь теперь могут только юридические лица. До 1 июля, по информации городского департамента потребительского рынка, в Волгограде было около 1-1,2 тыс. держателей лицензий. Сейчас их количество сократилось, т. к. не все предприниматели смогли позволить себе перерегистрацию: одни закрыли магазины, другие решили объединиться в ООО, чтобы не лишиться самого прибыльного товара. Но, даже поменяв юридическую форму, получить лицензии непросто. Законодатели, определив общие принципы производства и реализации алкоголя, на откуп регионам отдали определение механизма выдачи лицензий и органа, уполномоченного этим заниматься. В Волгоградской области соответствующий документ вступил в законную силу накануне 1 июля. Депутаты дифференцированно подошли к сумме уставного капитала, необходимого для получения лицензий. Минимальный уставной капитал организации, реализующей алкоголь, должен быть не меньше 250 тыс. руб. для городских предприятий, 100 тыс. руб. районных, 50 тыс. руб. для поселковых магазинов и тех, кто торгует алкоголем не крепче 15 градусов. За лицензии предпринимателям придется заплатить 1 тыс. руб. (на год) и столько же за ее восстановление. Выдавать лицензии будет орган исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченный главой администрации.

Губернатор передал эти полномочия областному финуправлению. Тем, кто сейчас работает по старым лицензиям, до 1 января 2007 г. придется оформить новые. Прогнозировать последствия алкогольных нововведений участники рынка пока не берутся, но в одном они единогласны: роста цен на алкоголь не избежать. А значит, очередное благое начинание законодателей, в конечном счете, ляжет на плечи потребителей.

Ирина ПОВОЛОЦКАЯ