Торговля и коммуналка голубые фишки Волгограда

Недавно разработанные стратегии регионального развития Томской и Нижегородской областей федеральные чиновники приводят в пример остальным субъектам Федерации. Определив стратегической целью рост благосостояния и качества жизни населения, разработчики этих программ плотно увязали ее с созданием конкурентоспособной экономики региона. Но что такое конкурентоспособность региона? Как ее оценить? В Волгограде специальными методиками на этот счет не пользуются. Однако методики есть, и «Деловое Поволжье» применило одну из них к Волгограду.

В отличие от региональных, у городских властей значительно меньше экономических и политических рычагов влияния на экономические процессы. Недаром некоторые эксперты «ДП» даже высказывали мысль о том, что главная задача муниципальных властей создавать комфортную городскую среду, а не формировать конкурентоспособную экономику («Волгоград-2020», «ДП» 4, 2006 г.). Однако полностью отрицать влияние городских властей было бы неверно. Любой город, особенно крупный, является полноценным участником глобального рынка и конкурирует со своими соседями за ресурсы инвестиционные, человеческие, бюджетные. И от политики местных властей зависит очень многое.

Стратегию для томичей и нижегородцев разрабатывала московская компания «Стратегика». Ее управляющий партнер Александр Идрисов рассказал о проделанной работе клубу региональной журналистики «Из первых уст» на семинаре в Москве. По его словам, для оценки экономического потенциала региона или города властям необходимо определиться с ответами на ряд вопросов. Какие сектора экономики будут устойчиво расти в ближайшие 15-20 лет? Какие рынки будут потреблять продукцию, услуги этих секторов? Какие предпосылки существуют для развития этих отраслей в регионе? Что должна предпринять власть, чтобы успешно развивались корпорации, работающие в растущих секторах? Затем авторы методики проводят детальный анализ 25 ключевых секторов экономики региона, изучая их долю в ВРП, долю занятых в этих отраслях, уровень оплаты труда, объем отчислений в бюджет и еще массу социально-экономических параметров.

Среди факторов и источников конкурентоспособности обращает на себя внимание использование аналитиками не самого модного, но важного показателя производительности труда. Выводы, сделанные в Нижнем Новгороде и Томске, настолько интересны, что анализ волгоградской экономики стоит начать именно с производительности труда. Специалисты «Стратегики» рассчитали отраслевой объем выручки на одного работающего и сравнили его с аналогичным показателем в конкурентоспособной экономике США. Общий вывод предсказуем на нижегородских и томских предприятиях уровень производительности труда значительно ниже лидеров отрасли. Даже в лидирующем, с этой точки зрения, туризме один работник выдает на гора лишь 30% от своего американского коллеги. А автомобилестроители и легпром вырабатывают в 33 раза меньше. О какой конкурентоспособной экономике можно говорить? Г-н Идрисов приводил пример, как полученные цифры трансформировались в конкретные политические решения: «Когда мы показали томскому губернатору Крессу, что в его любимом и активно субсидируемом сельском хозяйстве выработка составляет 3% от американской, он весь покраснел, но в итоге согласился, что чрезмерная поддержка этой неконкурентоспособной отрасли нелогична».

Экономика знает три основных фактора производства труд, земля и капитал, а четвертый это предпринимательская способность, которая их объединяет. В США производительность труда это царь и бог, очень важный показатель. В России, наоборот, его мало используют в общеэкономической риторике. А не так давно его даже вывели из обязательной статотчетности предприятий. Но ведь это связующее звено между микро- и макроэкономикой. Сколько метров труб произвел рабочий завода N частное дело собственника и менеджмента завода. А сколько конкурентоспособной продукции, работ и услуг выпустила национальная (региональная, городская) экономика уже тот самый показатель ВВП, который Россия должна бы, да, видно, не сможет удвоить к 2010 году. Попробуем посчитать аналогичный показатель для основных отраслей городского хозяйства в 2004 году. Доступные статданные позволяют вычислить объем общеотраслевого денежного оборота на одного занятого в отрасли. Уверенное лидерство торговли и общепита еще раз показывает уникальное вновь созданное преимущество волгоградской экономики сильный и эффективный сектор розничной торговли. Работающие в нем 10% городского трудоспособного населения используются с высокой отдачей. Второе место не слишком рыночного сектора ЖКХ показывает перспективы и нераскрытый потенциал этой отрасли. Несмотря на все политические и экономические катаклизмы, в волгоградскую коммуналку частники пришли раньше, чем в соседние регионы. А вот промышленность, которая обеспечивает львиную долю ВРП, осталась на четвертом месте.

Повышает ли рост производительности труда конкурентоспособность городской экономики? Город заинтересован в эффективном использовании человеческих ресурсов, в здоровье и образование которых вкладываются в том числе бюджетные средства. Рост производительности труда во всех секторах это дополнительные товары и услуги, с которых уплачиваются налоги и взносы в городскую казну. В то же время рост производительности труда, как правило, сопровождается сокращением избыточной занятости. И это уже ситуация, которую власти должны предусмотреть и успеть на нее прореагировать. Словом, это комплекс вопросов, в стороне от которых власть оставаться не может. Несомненно, нам важна производительность труда. Но не надо забывать, что речь должна идти о выпуске продукции и услуг, пользующихся спросом, считает вице-мэр Роман Беков. Напрямую на это влиять мы не можем это вопрос взаимоотношений работодателя и работника. Однако косвенных возможностей менять ситуацию множество.

Вице-мэр приводит пример: «Основной производитель ВРП в Волгограде это промышленность. Значит, если мы устанавливаем для завода «Красный Октябрь» далеко не самую высокую выкупную цену земли (450 млн руб., а не 700 млн, как у подобных заводов в соседних регионах), мы повышаем его конкурентоспособность, позволяем высвобожденные средства направить на модернизацию, на стимуляцию роста производительности труда». Еще одна серьезная возможность влиять на увеличение объема выпуска это система конкурсного муниципального заказа, развитая в Волгограде, поиск дополнительных рынков сбыта за пределами региона, а также продвижение местных товаров в иногородние сети. Немаловажный посыл к мотивации сотрудников дает борьба властей за вывод зарплат из тени.

Отраслевые приоритеты определяются на основе двух групп критериев: а) привлекательность сектора и б) наличие на территории условий для успешного развития сектора а) Привлекательность сектора: потенциал роста сектора, выручка в 2020 г., численность занятых в секторе в 2020 г., уровень оплаты труда в 2020 г., бюджетная эфективность, отчисления в консолидированный бюджет в 2020 г., прогнозируемый уровень производительности труда в секторе (выручка на одного занятого в отрасли в 2020 г.), уровень создаваемой в секторе добавленной стоимости, Экспортный потенциал сектора, кластерный эффект (влияние сектора на смежные сектора экономики), стратегический потенциал отрасли, отраслевые риски, наличие предпосылок и условий для успешного развития сектора на территории области б) Степень развития сектора на территории области сегодня: доля в суммарной выручке, доля в занятости, уровень производительности труда, условия для развития сектора в области: - доступ к инфраструктуре; - кадровый потенциал; - доступ к потребителям; - доступ к поставщикам; - административно-правовые условия. Средний уровень производительности труда по ключевым секторам экономики Нижегородской области, в % от уровня производительности труда в США в 2004 г. Туризм 30,0% Стекольная промышленность 25,0% Пищевая промышленность 17,0% Информационные технологии 15,7% Транспорт и логистика 15,0% Образование 15,0% ЛПК и ЦБ промышленность 13,0% Химическая и нефтехимическая промышленность 13,0% Промышленность строительных материалов 8,7% Черная металлургия 8,0% Химико-фармацевтическая промышленность 8,0% Медицинская промышленность 8,0% Судостроение 7,2% Научный комплекс 6,0% Автомобилестроение 4,6% Авиастроение 3,7% Радиоэлектронная промышленность и приборостроение 3,3% Сельское хозяйство 3,2% Топливная промышленность 3,0% Легкая промышленность 3,0%

Татьяна Тараканова