Обрезание, конечно, полезно

Консалтинговая компания ФБК опубликовала исследование «Приоритеты региональных бюджетов», сравнив, как изменились планируемые расходы бюджетов регионов на 2010 год по сравнению с фактическими расходами в 2009-м. Анализируемые статьи расходов охватывают около 90% расходов региональных бюджетов. Согласно этому исследованию, Волгоградская область на 2010 год запланировала обвальное снижение бюджетных расходов по всем ключевым направлениям. Однако председатель бюджетного комитета Волгоградской областной думы Владимир Попов считает исследование полезным, но не во всём согласен с его авторами.

Кто сократился больше всех

В исследовании ФБК отмечается, что расходы на «общегосударственные вопросы» в 2010-м выросли у всех регионов скачком - в среднем почти на 40% по сравнению с 2009-м. Особенно заметен рост по статье «Обслуживание государственного и муниципального долга»: например, в Ростовской области - в 9,2 раза, но там и в целом по этому направлению рост расходов рекордный: на 178%. Значительную часть этого роста съедает повышение расходов на функционирование высшего должностного лица - плюс 27%. В Волгоградской области расходы на общегосударственные вопросы лишь на 10,9% больше, чем в 2009-м. По росту расходов на это направление область заняла 53-е место в списке ФБК. Почти у всех регионов рост расходов по этой статье пришёлся на создание резервных и прочих фондов: не веря, что кризис кончается, администрации субъектов федерации страховались на случай непредвиденных трудностей. С одной стороны, это предусмотрительно, с другой - резко повышает непрозрачность бюджетов, тем более что эти фонды достигают половины расходов по направлению «Общегосударственные вопросы».

37 из 75 рассматриваемых регионов имеют в своих бюджетах статьи расходов на национальную оборону. У Волгоградской области таких расходов нет. А Воронежская заложила на мобилизационную подготовку экономики в 12 раз больше средств, чем в 2009-м. А вот суммарные расходы регионов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность практи- чески не меняются (+0,2%). Волгоградская область продемонстрировала рекорд сокращения расходов по этому направлению - до 3,7% от уровня 2009 года. А рост по этим статьям на 2010-й год запланирован только в шести регионах. На охрану окружающей среды Волгоградская область закладывала 27% от уровня прошлого года (72-е место из 75). Обвальным называют авторы исследования сокращение расходов Волгоградской области на национальную экономику - на 93,7%. Область и здесь заняла 75-е место из 75 возможных. По стране в целом эти расходы сократились у регионов на 33,3%.

Рост расходов на ЖКХ запланировали на 2010-й всего 16 регионов, и в их числе - Волгоградская область (11-е место и почти 40% прироста). Расходы на образование в 2010 запланировали увеличить 45 регионов, 30 - уменьшить. Но в среднем они должны были вырасти на 8,1% по всем регионам. И здесь Волгоградская область заняла почётное 4-е место с ростом расходов на образование на 43% к факту 2009 года. Расходы на культуру снизили все, кроме Калининградской области - там они, напротив, выросли вдвое. На 53% выросли расходы на эту статью в Пермском крае. А Волгоградская область решила сократить их на 49% (72-е место). Расходы на здравоохранение, физкультуру и спорт снизили почти везде, например, в Татарстане - почти на 90%. Волгоградская область (ближайший сосед Татарстана по месту в этом печальном списке) сократила расходы на 72%, а расходы на раздел «Социальная политика» - на 90%.

Выжали всё, что могли

Председатель бюджетного комитета Волгоградской областной думы Владимир Попов по просьбе «ДП» ознакомился с этим исследованием и отметил, что сама идея исследования - полезная, так как позволяет сравнить работу регионов в столь сложной сфере, как бюджетный процесс. Он также сразу отметил, что по динамике расходов на госструктуры область находится на 53-м месте из 75 регионов, хотя нас часто критикуют за то, что у нас слишком дорогая власть, - значит, положение не так ужасно, как считают критики. В то же время некоторые аспекты исследования вызвали у него сомнение.

- Конечно, бюджет 2010 года планировался в условиях кризиса, и всё, что можно было из него выжать, было выжато. Увеличен до предельно допустимого дефицит бюджета, хотя мы всегда последовательно его сокращали. Максимально сокращены расходы на капитальное строительство. Существенным получилось и снижение расходов по статьям социального развития: строительство водоводов, школ, больниц и так далее. Но вот по поводу обвального сокращения расходов на национальную экономику есть сомнения: по ряду направлений эти расходы могут быть отнесены к другим разделам, например, софинансирование федеральных программ. Волгоградская область сохранила все те расходные статьи, которые были необходимы для получения денег из других источников - из федерального бюджета на дороги или от компании «Газпром» на газификацию. Кроме того, в бюджете Волгоградской области заложены значительные средства на поддержку бизнеса (в том числе и малого), которые не проходят по направлению «Национальная экономика», но, тем не менее, выделены именно на её поддержку.

- Не могу согласиться, что мы обвально сократили социальные расходы, - продолжает В. Попов. - Единственное, что было реально сокращено, - зарплата госслужащих. СМИ широко освещали эту тему, потому что на недавнем заседании думы мы вернули прежний уровень оплаты, хотя это не повышение зарплат, а только возможность выплаты дополнительных вознаграждений: если в бюджете будут деньги и губернатор сочтёт возможным это сделать, он сможет в будущий бюджет заложить эти расходы. К сожалению, по опубликованной версии исследования нельзя понять, какие именно расходы учитывались по разделу «Социальная политика». Если сюда отнесены и расходы на строительство, закупку оборудования, тогда да, снижение было. Но у нас в области социальные расходы считаются в привязке к человеку. Наше сокращение не коснулось человека, хотя в других регионах сокращали выплаты и льготы. Мы одна из немногих областей, которая увеличила на 30% зарплату бюджетников на 2009 год, хотя нас за это критиковал Минфин, и Госдума предупреждала, что нам может не хватить денег. Но жизнь показала, что мы поступили правильно, средств хватило, задолженности по зарплате бюджетникам в регионе нет.

Перестраховка

Кроме того, есть вопрос: каким образом обвальное снижение расходов, о котором говорится в исследовании, выглядит в динамике? Для того, чтобы оценить, действительно ли Волгоградская область пережила самый тяжёлый кризис, выразившийся в таком критическом сокращении бюджета, надо понимать, как на общем фоне выглядели расходы регионального бюджета до сокращения, понимать точку отсчёта, относительно которой произошло снижение. В. Попов считает, что Волгоградская область перестраховалась, заложившись на самый пессимистичный сценарий развития экономического кризиса. Теперь, когда этот прогноз не оправдался, и поступления в бюджет выросли почти наполовину против ожидаемого, в регионе вносят поправки в бюджет, увеличивая расходы пропорционально растущим доходам: добавили на дороги, на метротрам в Волгограде, на строительство четырёх ФОКов, на капвложения. А вот выросшие у области расходы по ЖКХ (11% прироста) В. Попов не считает однозначно положительным фактором. По его мнению, они перекошены: область продолжает дотировать неэффективные котельные, оборудование с КПД 60-70%.

- Я бы предпочёл выделять средства на переоборудование, а не на погашение долгов муниципалитетов, хотя проблема с долгами остро стоит у значительной части территорий области. Насколько мне известно, губернатор договорился с «Газпромом» о том, что область поможет муниципалитетам погасить долги в обмен на продолжении программы газификации. С точки зрения отношений с «Газпромом» это, видимо, правильно, а с точки зрения внутренней политики - наверное, нет, потому что мы помогаем одним районам за счёт других. В конечном счёте, это вынужденная мера, потому что иначе мы можем столкнуться с ограничениями поставок газа, электроэнергии и так далее, что создаст нам ещё больше сложностей.

Анна СТЕПНОВА