Невидимая власть

Сейчас, когда модернизация и инновации стали самыми популярными словами, а о впечатлениях президента любой журналист узнаёт из «Твиттера» быстрее, чем от его пресс-секретаря, становится ясно - приход в нашу жизнь электронных информационных технологий - дело самого ближайшего будущего. Один из последних трендов, который на устах у всех, - электронное правительство. Насколько эффективна эта форма общения власти и граждан, какие услуги может получить житель Волгоградской области от регионального электронного правительства?

Чем помогут волгоградцу в интернете?

Когда задача создания электронного правительства была поставлена, регионы с разным успехом принялись за её выполнение на собственных информационных порталах. Чуть позже появился интегральный портал государственных услуг - gosuslugi.ru, в определённой степени являющийся эталоном, с которым сравнивают региональные порталы. Сравнение происходит в основном по доступности, адекватности и объёму предоставляемых услуг. Естественно, нужно отметить, что перевод всей административной махины в двоичный код - работа колоссального масштаба и трудоёмкости, но тут должны выступить на первый план принципы здорового рационализма - обеспечить то, что людям нужнее всего. На основании здравого смысла можно представить, что у среднестатистических россиян схожие потребности: все мы учимся или учим детей, работаем и теряем работу, ездим отдыхать, в том числе и за границу, выходим на пенсию, получаем наследство, пишем завещания и, конечно, платим налоги. Вот и получается примерный список самых востребованных государственных услуг: оформление поступления в вуз, пособия по безработице, паспорта и загранпаспорта, пенсии; приватизация, дарение, купля-продажа недвижимости, нотариальные услуги (наследование, завещание), а также подача налоговых деклараций и получение налоговых вычетов. Что из услуг в этих сферах мы сможем получить в электронном виде?

В разделе «Образование» портала госуслуг мы находим важный пункт - «Подача заявления на поступление в образовательное учреждение высшего или среднего профессионального образования в электронной форме». На волгоградском портале он отсутствует, зато первым в списке стоит «порядок аккредитации образовательных учреждений», который требуется куда меньшему числу пользователей. Однако несомненно важный для огромного количества поступающих пункт о форме подачи апелляции по ЕГЭ отсутствует в обоих источниках, хотя по логике вещей должен бы там быть. Раздел «Занятость» на волгоградском портале - один из наиболее заполненных и потому, видимо, полезных. Там можно узнать и о состоянии рынка труда, и о пособиях по безработице, и о возможностях работы для несовершеннолетних и многом другом. А вот электронный паспортный стол на портале не представлен вообще. Так же обстоят дела и с нотариальными услугами, такими как оформление наследства, составление завещания и т. п. Давайте вспомним, какие огромные информационные стенды с различными образцами бланков висят на стенах приёмных в нотариальных конторах, какое огромное количество людей толпится вокруг них, толкаясь локтями, - потребность налицо. Раздел «Недвижимость» - ещё один в числе наиболее полных - здесь можно получить информацию по переоформлению прав на недвижимость, узнать об условиях аренды. Раздел «Соцобеспечение» - пожалуй, самый подробный. Хотя об обычных пенсиях там узнать нельзя, зато есть длинный перечень различных пособий, благодаря которому раздел приобретает очень информативный характер.

Тем не менее, в общем зачёте на государственном сайте полезной информации больше. Там можно ознакомиться с процессом подачи налоговой декларации, узнать, каким всё же образом оформляется пенсия, заказать загранпаспорт. А вот в процессе изучения волгоградского портала создаётся впечатление, будто жители нашей области настолько хорошо подкованы юридически и административно, что консультации им требуются лишь в таких сложных сферах, как лицензирование продажи водки в разделе «Потребительские услуги» (это при том, что форма заявления на экспертизу некачественного продукта отсутствует) и предоставление проекта услуг по тушению пожаров. Нельзя, конечно, огульно осуждать всё подряд. Например, такие разделы, как «Соцобеспечение», «Здоровье», «Недвижимость», содержат информацию, которая может быть полезна довольно многим. Но когда раздел с таким всеобъемлющим названием, как «Право», открывает нашему взору два подпункта, один из которых посвящён комитету по управлению архивами, а другой - организации исполнения запросов, поступивших из-за рубежа, это удивляет: неужели со своими запросами всё так ладно? Несколько странно, что услуги для юридических лиц (предпринимателей) и услуги для граждан на волгоградском портале находятся в одном списке.

Интернет-приёмная: добро пожаловаться

Но вернёмся к нашим неудовлетворённым потребностям. Инструкции по оформлению загранпаспорта мы находим на портале «Госуслуги» и на сайте Федеральной миграционной службы, по подаче налоговой декларации - опять на «Госуслугах» и на сайте налоговой службы, по поводу пенсии можем вновь обратиться на «Госуслуги» и на сайт Пенсионного фонда РФ. Более интересна в этом смысле интернет-приёмная, поскольку её создатели не должны угадывать потребности своих посетителей, а могут работать с прямыми запросами, да ещё и статистикой обладают относительно того, в чём люди нуждаются чаще всего. В то же время этот способ общения власти и граждан и более затратный, прежде всего по времени и кадрам, ведь с индивидуальным запросом работает отдельный специалист. Унифицировать по подразделам гораздо проще, но, как мы могли убедиться выше, систематизация хромает как на региональных порталах, так и на государственном. Причём до тех пор, пока взаимодействие чиновника и потребителя не приобрело полностью электронный характер, иными словами, пока наш загранпаспорт не вылетает горяченьким из зева какого-нибудь автомата, и мы должны собственными ногами идти за ним в районное отделение миграционной службы, вопрос о месте расположения этой службы остаётся для нас актуальным. А получить эту информацию мы можем только на своём, региональном портале. Поэтому государственный и региональный источники не взаимозаменяемы и должны друг друга дублировать, а не дополнять.

В общем, приходим к тому, с чего начинали. Электронное правительство не приживётся в России до тех пор, пока люди не станут им массово пользоваться. А пользоваться они не станут до тех пор, пока на всевозможных порталах не появится то, что действительно им нужно. Пока же чиновники, заполняя порталы информацией, руководствуются собственными представлениями о том, что они могут и должны сюда выставлять.

Надежда? Есть!

На недавнем заседании Волгоградского отделения клуба «4 ноября», где говорили о роли интернета в общественно-политическом развитии, завязалась дискуссия между руководителем комитета информационных технологий и телекоммуникаций областной администрации Андреем Паршиным и председателем комитета облдумы Владимиром Ефимовым. Стоит ли разрабатывать собственный портал, как делает комитет под руководством А. Паршина, чтобы окончательно запустить электронное правительство в области к 2014 году? Или нужно позаимствовать опыт более успешных соседей и форсировать процесс перехода на «электронные рельсы», не дожидаясь далёкого 2014-го, на чём настаивал В. Ефимов? Депутат прокомментировал «ДП» свою позицию:

- Ждать 2014 года вовсе не обязательно. Мы вполне можем всё сделать до конца этого года, - говорит В. Ефимов. - Сейчас перед нами стоят две задачи. Первая - материально-техническая сторона дела, и в этом нам можно и нужно заимствовать более успешный опыт, если таковой имеется. Совершенно не обязательно придумывать собственные платформы, если их можно взять у других регионов, которые больше продвинулись в этом направлении. Вторая задача - подготовка кадров. Чиновники должны не просто знать техническую сторону реформы, но понимать её суть. Экономия на распечатке бумажных документов - не самое важное, важен новый порядок ведения дел, ответственность и открытость.

Автору довелось побывать в управлении федерального имущества по Волгоградской области в момент реорганизации отдела реестра. Это значило, что всю имеющуюся на тот момент картотеку приходилось переводить в электронную форму и, самое страшное, осуществлять поиск и ввод новых данных в специальную программу. При помощи неё же документы передавались из отдела в отдел. На лицах сотрудниц солидного возраста было загнанное выражение, видно было, какую физическую муку вызывала у них необходимость выстукивание одним пальцем по клавишам множества букв и цифр. Между ними носилась стайка студентов-практикантов. Они печатали всеми пальцами, производительность у них была больше в разы. Они же работали и с посетителями, которые тоже слабо понимали, как теперь по-новому, «через компьютер», регистрировать свои домовые карты. Когда близко знакомая с компьютером молодёжь придёт на работу в многочисленные комитеты и управления, там появятся люди, для которых электронное правительство - не странная мода, а часть обыденной жизни, такой же, как интернет-магазины или бронирование билетов на самолёт через сеть.

Мария ДОБРОСКОКИНА