Слово о подданных

Чтобы выполнить все полномочия, возложенные на муниципальные образования федеральным законом 131, области не хватает 9,6 млрд рублей. Эта цифра уже озвучена правительству страны советом муниципальных образований и Волгоградской областной думой, но пока они получают только уклончивые ответы. О приоритетных направлениях деятельности совета в будущем году рассказал новый исполнительный директор Евгений ВОЛОХОВ.

Инвентаризация руин

- Обозначенная сумма - результат серьезных расчетов, - рассказал Евгений Волохов. - Это деньги, которые необходимы для решения годами накопленных проблем. С вступлением в силу закона об общих принципах местного самоуправления эти залежавшиеся проблемы хлынули на муниципальные образования и оказались во главе угла каждого контролирующего органа, будь то налоговая, пожарный надзор, прокуратура, ГАИ, санэпидстанция.

В каждом поселении есть набор объектов, на многие из которых отсутствует практически вся необходимая документация: паспорта, проектные документы, освидетельствования, инвентаризационные описи. Если до недавнего времени этот объект работал и никому до него дела не было, то при передаче полномочий это всплыло. Такие объекты есть в любой сфере жизни: чтобы определить объем налога на землю, необходимо провести межевание, определить право пользования на землю, провести соответствующие процедуры по ее оценке. Аналогично инвентаризации и регистрации требуют всевозможные тепло-, газо-, электрические сети и объекты. Чтобы узаконить объект, необходимо восстановить утраченные документы, составить оценочно-балансовую стоимость, а значит, нанять специальную организацию. Вот вам и финансовый вопрос - организации нужно заплатить, а на это нужны деньги.

В общем же статьи расходов таковы. 130 сельских поселений не имеют собственных административных помещений, на строительство которых требуется более 200 млн рублей. В 65 поселениях нет собственных транспортных средств, еще в 60 транспорт непригоден для пользования. На эти цели требуется еще 31 млн, а всего на приобретение подвижного состава автотранспорта для муниципальных образований нужно 823 млн. Еще 395 млн - на формирование, содержание и обучение вновь образуемых органов МСУ, 200 млн - на формирование резервных фондов, почти 3 млрд - на предупреждение и ликвидацию ЧС и стихийных бедствий, 150 млн - на регистрацию газовых и электросетей за их собственниками. Сюда же стоит прибавить 150 млн на перераспределение имущества бюджетных учреждений и еще многие нужды.

Новый нацпроект

В список самых важных проблем крупными буквами вписана проблема ЖКХ. Имущество, передаваемое от одного уровня поселения к другому, зачастую находится в аварийном состоянии, финансовое положение предприятий ЖКХ и муниципальных образований не позволяет погасить кредиторскую задолженность прошлых лет. Дороги, которые находятся на балансе муниципальных образований, очень низкого качества. Отсутствует документация на те или иные объекты, зато есть долги населения по платежам за коммунальные услуги, масса ветхого жилья и отсутствие капремонта жилого фонда. Все это связано с отсутствием финансирования.

В апреле на совместном заседании двух палат муниципальных районов и городских поселений разговор об этом был настолько острым, а проблемы настолько неподъемными, что было решено обратиться к руководству области и правительству страны с предложением объявить решение проблем ЖКХ еще одним национальным приоритетным проектом, наравне с приоритетными проектами по развитию АПК, здравоохранения и образования. Это предложение направлено в Москву, в обращении к единому общероссийскому объединению муниципальных образований (конгрессу). Параллельно Евгений Волохов обещал отстаивать это решение на I Всероссийском совещании руководителей исполнительных органов советов муниципальных образований субъектов РФ - членов единого конгресса, которое прошло в столице в конце прошлой недели.

В русле особого внимания совета находится вопрос о необходимости юридического обслуживания муниципальных образований. Стоит вопрос о создании в исполнительной дирекции специальной юридической службы. Теперь, когда каждое из 491 муниципального образования является юрлицом, со своим бюджетом, штатным расписанием, договорными обязательствами, это чрезвычайно важно. Когда возникают договорные отношения с вновь созданными образованиями вроде ТОСов, с бизнесом и органами власти, возникает масса ситуаций, в которых неизбежно нужна профессиональная юридическая поддержка.

В одном лице

При исполнении 131-го закона у глав муниципальных образований возникли такие полномочия, о которых никто из них и не задумывался. Например, раньше была государственная пожарная служба, теперь ее полномочия переданы в сельские и городские поселения, главам которых предстоит поломать головы над тем, где и как брать спецтехнику, оборудование и команду. Была свалка, теперь она должна иметь четко очерченные границы, паспорт, площадку с твердым покрытием и сторожа. Каждый колодец и родник обязан иметь регистрацию, а на сельском кладбище необходимо организовать службу ритуальных услуг, даже если в год в селении умирает всего 1-2 человека. И шлейф серьезных проблем возник в любой отрасли, но никто к этому не готов.

«В переходный период 2007-2008 годов наша задача строить работу таким образом, чтобы воспитывать в главах чувство самостоятельности, ответственности путем подсказок, обмена опытом и кадровой учебы, - говорит Евгений Волохов. - Чтобы главы набивали побольше шишек и научились не барахтаться, а плавать в этом огромном море своих полномочий». Главы муниципальных образований и их заместители нуждаются в обновлении своих теоретических знаний и повышении своего профессионального уровня. Этим в настоящее время активно занимаются администрация области и Волгоградская академия госслужбы.

Кроме того, по словам Евгения Волохова, совет муниципальных образований хотел бы как можно быстрее создать единое информационное пространство. Планируется открыть сайт совета, наладить бесперебойную работу электронной почты, отладить взаимодействие со средствами массовой информации. Кстати, на приобретение компьютерной техники и программного обеспечения требуется 464 млн рублей, из них 75,6 млн - только для поселковых образований. Есть мечта и о своей газете.

Анастасия Кувшинова