Кадастр на тормозе

Единый кадастр объектов недвижимости Волгоградской области, проект создания которого разработан и направлен на рассмотрение в администрацию региона территориальным управлением Роснедвижимости, поможет увеличить налогооблагаемую базу, снизить коррупцию в сфере земельных отношений, повысить предпринимательскую активность и инвестиционную привлекательность региона. Так считает руководитель волгоградской Роснедвижимости Сергей Белоусов.

Создание системы единого кадастра в регионе уже ведется, и это начинание уже находит поддержку в различных ветвях власти. Однако нехватка финансовых средств и помещений, необходимых для размещения персонала и технического перевооружения земельного ведомства, сдерживает начатое мероприятие. С. БЕЛОУСОВ рассказал «ДП» о том, что сделано и делается на пути создания единой системы кадастрового учета.

- Сергей Алексеевич, чуть ли не на каждом совещании главы местных администраций высказывают недовольство работой землеустроительных ведомств. Вы с ними согласны?

- Действительно к нам поступает очень много претензий и от граждан, и от юридических лиц: много времени уходит на получение информации из кадастра, долго не утверждаются межевые дела. В каждом районе области это происходит по разным причинам, в основном из-за большой нагрузки на наш персонал (в районах работают всего по 2-3 человека ) и отсутствия современной единой информационной базы. Ситуация, когда в каждом районе свой архив, своя система учета, созданная по своей же методике, - нетерпима. Информация из них выгружается порой вручную, без должного контроля. И поступает к организациям, которые проводят массовую оценку или межевание. Это не только влечет за собой волокиту, снижает качество землеустроительных работ.

- Хаос, как правило, способствует развитию коррупции

- К счастью, ни одного факта по управлению Роснедвижимости прокуратура не установила. Что касается конфликтов, которые возникают практически в каждом районе, то в этом не только вина людей, которые работают в наших территориальных отделах. Тут выплывает и проблема организации рабочих мест, и огромных нагрузок, и изменений в законодательстве. Масштаб задач, которые сейчас решаются, - очень серьезен.

- Что может в Волгоградской области измениться после создания единого кадастра?

- Великая земельная революция будет, хоть это и громко сказано (смеется).

В России огромный потенциал земли и недвижимого имущества. Если все это будет учтено, заработает через систему учета, то станет главным достоянием и бюджета, и населения. Сейчас люди не хотят регистрировать свое недвижимое имущество, и их не заставишь. Но если государство создаст условия, если регистрация будет проходить в короткие сроки, без унижения, то они обязательно придут к нам, а государство в лице администрации поселения получит объект налогообложения. Улучшится предпринимательский и инвестиционный климат: чем быстрее будет недвижимость регистрироваться, тем быстрее ее можно будет продать, заложить в банк, получить кредит. Решатся вопросы капитализации имущества. Банки не хотят давать деньги под непроверенное имущество. Когда после постановки на кадастровый учет оно выходит из тени - отношение меняется. Кто же захочет планировать капитальные вложения, если не известна реальная стоимость земли, обременение, перспективы развития инфраструктуры?

Скоро предстоит массовая переоценка земель поселений, в т.ч. под промышленные предприятия, по новой методике, утвержденной Минэкономразвития. За счет применения экономико-статистического моделирования удалось отказаться от ряда громоздких коэффициентов, снизить влияние субъективного фактора. А объективный правильный учет будет способствовать сбалансированной и качественной оценке. Это же и есть экономический анализ, который, как в зеркале, должен отражаться в кадастре.

Что касается коррупции, то создание мощной прозрачной информационной системы на уровне Волгоградской области снизит возможность влияния на сроки оказания услуг по корыстным мотивам. Зато губернатор и другие руководители будут иметь четкую информацию о всей недвижимости в удобоваримом электронном виде, а это повысит уровень управляемости регионом.

- А что нужно, чтобы система единого кадастра начала работать как можно скорее?

- Основная задача - создать такую систему, которая будет предоставлять информацию в установленный срок, с исполнением регламентов. Эти регламенты разрабатываются правительством, утверждаются и являются законом. Так с 1 июля 2009 года постановка на кадастровый учет должна укладываться в 20-дневный срок. Это задача сложная, но она реальная.

Для организации единого кадастрового учета, в первую очередь за счет средств федерального бюджета, приобретается оборудование, средства коммуникации, связи. Вместо районных кадастровых палат создается единая централизованная кадастровая палата в Волгограде. Функции, связанные с работой с населением и организациями, перейдут территориальным отделам Роснедвижимости. В то же время будет налажен удаленный доступ из каждого района к централизованной кадастровой палате и связь с областным управлением Роснедвижимости. Сегодня у нас серьезно стоит задача это оборудование разместить, решить вопрос с помещениями и, в результате, создать мощную единую информационную базу Волгоградской области.

- Получается?

- Не все так хорошо, как хотелось бы. Оборудование, которое нам выделяется по линии Всемирного банка, мы не можем установить. Да и персонал рассаживать некуда. Мы полностью укомплектовали управление, но нам пришлось рассадить часть сотрудников по разным помещениям. Нас разорвали технологически К тому же комиссия Всемирного банка периодически проверяет, как используется выделенное оборудование. А оно у нас в информационном отделе складировано, потому что ставить некуда. Из-за этого дальнейшие поставки могут оказаться под угрозой срыва.

А ведь реально бюджет недополучает огромные деньги: речь идет о миллиардах потерянных рублей.

- От волгоградских предпринимателей приходилось слышать, что в городе-герое ситуация с земельным учетом была особенно напряженной.

- Ее можно было назвать катастрофической. Было несметное число жалоб на многомесячные задержки - и в части получения информации из кадастра, и в части постановки на кадастр, и по утверждению межевых дел. Много претензий было от городской администрации, от прокуратуры к работе нашего территориального отдела по Волгограду. Но когда в 4-м квартале 2006 года нам выделили помещение, сразу появилась возможность создать в городе централизованный учет по ведению кадастра. Если раньше вопросы решались месяцами, то теперь в течение недели, максимум - трех.

- Выходит, что великая кадастровая революция не свершилась из-за отсутствия помещений?

- Не только из-за этого. У нас катастрофическая нехватка кадров. Одна из причин - управление ужесточило контроль за тем, чтобы руководители на местах, поскольку они госчиновники, занимались только своими должностными обязанностями и с коммерческими межевыми конторами никаких дел не имели. Раньше прокуратура не так остро реагировала, когда сотрудники кадастровой палаты или территориального управления Роснедвижимости могли быть учредителями в межевых конторах. Сегодня контроль ужесточен и эти явления пресечены.

С другой стороны, этим специалистам государство не выделяло даже средства на бензин, чтобы объезжать земельные участки, зарплата у них была по 3-4 тыс. рублей, к тому же они содержали свои офисы за счет коммерческих структур, в которых работали по совместительству. Считаю, что такое отношение со стороны власти разлагает государственную систему и приводит к коррупции.

Ситуация меняется, и сейчас почти со всеми главами муниципальных образований ведутся переговоры о выделении помещений для организации офисов территориальных отделов Роснедвижимости. Например, мэр Волжского И. Воронин предложил два варианта помещений, и до конца года все вопросы по этому городу будут закрыты. Есть понимание со стороны заместителей волгоградского губернатора Александра Викторовича Шилина и Владимира Александровича Кабанова.

- Значит, скоро проблемы с регистрацией прав на землю уйдут в прошлое?

- Построение единой системы кадастра - это еще не все. Тут очень многое зависит от чиновников разных ведомств - местной администрации, регистрационной службы, Роснедвижимости, от их взаимодействия.

- Может быть, тогда стоит усадить их вместе? Как вам идея мэра города Шахты, Сергея Пономаренко, выступавшего недавно на форуме «Земля. Строительство. Инвестиции»? Он, чтобы решить проблему проволочек с оформлением земли, усадил чиновников разных структур в один кабинет.

- Это была моя идея - пригласить его, чтобы он публично рассказал, как можно сократить время по оформлению земли почти в 15 раз. Если наша обладминистрация разработает подобную концепцию, увяжет с нашим управлением, с федеральным регистрационным управлением, то мы можем сделать то же самое. Владимир Кабанов, а также мэры Волжского и Камышина, присутствовавшие на форуме, проявили к этому большой интерес и дали положительные отзывы.

Владимир ЕЛЬНИКОВ.