Гонка за межевание

С 2006 года налог на землю рассчитывается исходя из ее кадастровой стоимости. Но до сих пор в области, как и в целом по России, не завершена кадастровая оценка земель. Немало проблем и с собираемостью налога на имущество, в том числе из-за того, что каждый документ приходилось долго согласовывать в различных ведомствах. Для решения этой проблемы по инициативе администрации области во всех округах созданы межведомственные координационные советы по созданию кадастра объектов недвижимости муниципальных образований. Первый такой консультационный орган заработал в апреле 2007 года в Камышинском территориальном округе. Какие вопросы уже удалось решить и что еще предстоит сделать, рассказал «ДП» полпред губернатора в округе Александр ДАВЫДОВ.

- Александр Евгеньевич, с чего все началось? Как возникла идея создания этого консультационного органа?

- Весь прошлый год мы анализировали: как в поселениях и районах идет работа над бюджетами. Объехали весь округ, все 110 сел, везде разговаривали с главами. И часто слышали: нас оставили один на один с проблемами. Нет межведомственной координации, зачастую неверную информацию предоставляют налоговые органы, непонятно, как заниматься вопросами регистрации прав на землю и имущество, кто будет платить за работы по межеванию. Поселения годами вели к нынешней ситуации, а потом раз - и давайте жить по 131-му з акону! Так не бывает. Главы нескольких районов вышли с официальными письмами и, можно сказать, попросили о помощи. Уже на первом организационном заседании координационного совета по созданию реестра недвижимости мы часть проблем сразу сняли! Определились с задачами, со сроками выполнения. К примеру, был вопрос - кто будет заниматься созданием сети дополнительных офисов управления Роснедвижимости в районах? Раньше каждый чиновник кивал друг на друга, а сейчас совместно все решили: поселения выделяют здания, Роснедвижимость занимается техническим оснащением, расходы на аэрофотосъемку местности и подготовку дополнительных документов будем проводить через областной бюджет.

- Неужели нормальному бюджетному процессу мешает несогласованность чиновников различного уровня?

- Не только это. Хотя с появлением координационного совета многие вопросы действительно стали решаться гораздо быстрее. Мы же постоянно обращаемся к главам поселений: есть ли у них какие-то вопросы, какие-то предложения? Если нет, значит, мы хорошо поработали.

- Кто вошел в состав координационного совета?

- Помимо сотрудников полпредства, в его состав вошли представители управления экономики обл- администрации, руководители управления Роснедвижимости, межрайонной налоговой инспекции 3, представители Росимущества, главы муниципальных районов и их заместители. Когда вот так, сразу, все собираются, любой вопрос решаем очень быстро.

- В чем, на ваш взгляд, главная проблема, которая мешает поселениям собирать налоги?

- Несовершенство налоговой базы, отсутствие актуального реестра недвижимости практически по каждому поселению или району. Самая затратная часть - межевание земельных участков и оформление прав на недвижимость. Если бы этот вопрос можно было решить на государственном уровне Для большинства жителей 8-10 тыс. за оформление документов - это очень большие деньги. К тому же, если они все-таки заплатят, к ним тут же придут из налоговой службы. Получается, что мы говорим человеку - вы оформите за свой счет, а мы потом еще и налог с вас снимать будем. Кто захочет так поступить? Если мы этот вопрос решим, если полностью проведем межевание за государственный счет и оформим всю документацию за государственный счет и выдадим каждому собственнику пакет документов, то уже в следующем году эти деньги вернутся в бюджет в виде налоговых поступлений!

- Но ведь проведение таких работ достаточно затратно для бюджета. Вы подсчитывали, сколько может стоить паспортизация всех объектов по округу?

- Когда мы прикидывали в первый раз, очень приблизительно, речь шла о 30 млн руб. Позднее, когда уже более детально стали обсуждать этот вопрос, сумма выросла раза в три. Но поймите, эти деньги - как кредит поселениям, они вернутся обязательно. Пока хозяин не знает, сколько у него земли, какие у него объекты, что он сможет сделать? И вот когда первый этап - то есть паспортизация за государственный счет - будет выполнен, начнут работать структуры, которые займутся обработкой информации и составлением реестра недвижимости. Налоговые органы получат актуальную базу, передадут в поселения (об этом, кстати, мы уже договорились на координационном совете), а там уже сами главы будут работать. То есть они смогут спросить у селян: «Как вы хотите, чтобы содержались дороги, на какие деньги вести ремонт школы или клуба - доходов-то нет! Ваше участие в бюджете - нулевое! Давайте посмотрим - долг по земельному налогу такой-то, а сейчас перечислим персонально тех, кто не платит» Поверьте, это действует.

- Вы намерены выйти на федеральный уровень с предложением о государственном финансировании работ по составлению реестра недвижимости?

- Да, и сейчас мы готовим документы. В июле пройдет очередное заседание координационного совета Камышинского территориального округа, там все наши предложения будут окончательно сформулированы и направлены в администрацию области. Думаем, что губернатор нас поддержит.

- А на федеральном уровне?

- Очень надеемся на это. Посмотрите, что получается. Пока поселениям помогает Фонд финансовой поддержки, но он будет работать только до 2009 года. А потом живите за счет собственных средств. Конечно, поселения, у которых арендуют землю нефтяные компании или другие крупные предприятия, уже сейчас живут хорошо, но ведь далеко не везде так. К тому же опыт нашего округа показывает, что нефтяной источник внезапно может иссякнуть. Мы разработали четкую методологию, разъяснили механизмы и порядок работы. Все наши главы поселений знают, как нужно действовать в рамках 131-го закона. Помните, вначале чуть ли не каждый второй регион заявил о готовности жить по новым правилам. Как дело дошло до конкретики - остались единицы. Наш регион - в числе лучших, это признал и Владимир Путин, когда приезжал сюда. Губернатор показывал ему то, что сделано у нас по вопросам организации местного самоуправления, - это были серьезные полноценные документы. Президент тогда даже говорил главе Минфина РФ Алексею Кудрину, что надо выделять средства. Но пока мы не увидели реальной поддержки. Область готова стать пилотным регионом, готова предоставить всю методологию другим субъектам федерации - но Москва молчит. Почему? Непонятно Мы уже прошли самый серьезный, самый трудный этап, так что мы сможем завершить работу и без помощи федеральных властей. Только на это потребуется больше времени, а каждому региону придется пройти наш путь и совершить те же самые ошибки, о которых мы уже знаем.

Антон БОРЦОВ.