Целевой отбор

В российских регионах продолжаются чистки мэров крупных городов. Всего лишь за один год под карающую руку прокуратуры попали семеро градоначальников. Получается, что в среднем каждые полтора месяца против высшего муниципального чиновника в том или ином регионе России возбуждается уголовное дело. Это дало основание некоторым наблюдателям говорить об охоте на мэров, о целенаправленной стратегии государства по подавлению самостоятельности глав городов и о подготовке муниципальной революции сверху, результатом которой станет отмена выборности мэров и их включение в единую вертикаль исполнительной власти, построенной на принципе назначаемости.

Несмотря на статистически очевидную нелюбовь Кремля к главам российских городов, было бы упрощением полагать, что в основе зачисток мэров лежат сугубо волюнтаристские мотивации. Только очень наивные люди могут говорить о том, что Кремлю, чтобы проводить свою политику в городах страны, необходимо лишить мэров возможности избираться. Всенародно избранные российские градоначальники так же стоят навытяжку перед чиновниками со Старой площади, как и назначенные Путиным губернаторы. В сложившейся политической системе «позднего путинизма» абсолютно не играют роли степень и качество легитимности того или чиновника. Селекция региональной бюрократии кремлевскими кураторами осуществляется отнюдь не по схеме «назначен-избран» (это все для общественного мнения и особо пытливых представителей журналистского сообщества), а совсем по иным категориям и мотивам. И значительно более важными в этой связи являются мотивы экономические, чем политические. Подавляющее большинство находящихся под следствием мэров возглавляли интересные с экономической точки зрения города. Смотрите сами: Архангельск, Владивосток, Волгоград крупнейшие в России портовые и транспортные узлы, обеспечивающие контроль над морскими, речными и сухопутными перевозками с севера, юга и Дальнего Востока федерации. При этом в городе-герое на Волге находится одно из самых крупных в стране химических предприятий АО «Химпром», на которое положили глаз сразу несколько олигархических кланов России. Пятеро из семи проходящих по уголовным делам мэров являются руководителями региональных столиц, в которых сосредоточены значительные финансовые ресурсы, ликвидные земельные участки и т.д. Два других градоначальника возглавляют «финансово емкие» муниципальные образования. Тольятти вторая столица Самарской области и просто столица экономической империи «АвтоВАЗ» и группы компаний СОК город, в котором проживает свыше 500 тыс. человек. Город Снежинск представляет собой закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО), в котором располагается крупная оборонная промышленность. Аресты глав этих городов автоматически привели или скоро приведут к обострению борьбы за передел собственности, финансовых ресурсов и сфер политического влияния. Причем активное участие в борьбе за вакантные места мэров уже принимают или непременно примут крупные московские, трансрегиональные экономические компании, олигархические кланы. В том же Волгограде, например, в борьбе за кресло градоначальника активно участвовали, поддерживая своих кандидатов, три крупных российских компании: «ЛУКОЙЛ», «Газпром», «Ренова». Есть веские основания полагать, что эти компании сегодня волнует, наряду с коммунальной сферой, возможность взятия под контроль предприятий химической промышленности. Нельзя недооценивать также перспективы использования транспортных возможностей города-героя на Волге и Волгоградской области (президент РФ Владимир Путин совсем недавно озвучил идею строительства судоходного канала «Волго-Дон-2»). Не менее острая борьба разворачивается и в других городах РФ, где стали вакантными кресла градоначальников. Нынешняя чистка мэров российских городов только по форме и информационному сопровождению походит на кампанию по борьбе с коррупцией с целью последующего включения глав муниципалитетов в единую вертикаль власти. По сути же, это передел экономически прибыльных региональных торгово-финансовых узлов (полисов). Кадровые чистки создают благоприятные условия для укрепления в соответствующих городах и регионах крупного российского капитала. Разумеется, этими чистками пытаются воспользоваться в своих интересах также группировки местной элиты. Представляется неслучайным совпадением то, что «охота на мэров» началась в самом конце путинского правления. В канун смены власти в Москве для многих крупных компаний крайне важно укрепить свои позиции в регионах РФ, получить доступ к тем экономическим и финансовым ресурсам, к которым только возможно. Это также выгодно и кремлевской бюрократии: в конце концов, именно крупным компаниям придется финансировать проекты, связанные с обеспечением преемственности власти и т.д. Это, разумеется, вовсе не означает, что в недрах Государственной думы РФ, партии «Единая Россия» или администрации президента сегодня не пекутся законопроекты, связанные с законодательным ограничением полномочий глав городов, а также с переходом к системе назначаемости мэров. Такие проекты являются необходимыми элементами больших политических и финансовых игр, частью информационных операций и операций политического прикрытия. Хотя в то, что в ближайшее время будет принят какой-либо закон, меняющий принцип формирования муниципальной исполнительной власти, пока верится слабо. Путинская система не нуждается в формализации своих политических практик. Переход же к назначаемости глав городов принесет Кремлю больше политических проблем, чем дивидендов (новые обвинения западной и своей либеральной общественности в ущемлении демократии, наступлении на права местного самоуправления в России, игнорировании Европейской хартии местного самоуправления и пр.).

КСТАТИ:

Каждый шестой мэр региональных столиц России или сидел, или сидит, или, вероятно, будет сидеть, поскольку находится под следствием. («Русский репортер»).

Андрей СЕРЕНКО