Служба SPAсения

На прошлой неделе в Волгограде завершился фестиваль «Красота на Волге». Волгоградские стилисты, визажисты и косметологи соревновались в мастерстве, посетители «на халяву» делали массаж и пилинг, топ-менеджеры салонов красоты и центров здоровья присматривались к поставщикам современного оборудования и новинок в косметологии и обсуждали наболевшее. По мнению специалистов, занятых в этой сфере, больше всего этому бизнесу сейчас не хватает квалифицированных специалистов.

Предложение опережает спрос

С каждым годом российский рынок красоты и здоровья растет в объеме и ассортименте предлагаемых услуг. В 2004 году на посещение салонов красоты россияне потратили около $2 млрд, в 2005 году эта цифра выросла до $2,5 млрд. По мнению экспертов, такими темпами рынок будет расти еще несколько лет. Несмотря на то, что уже сейчас на этом рынке предложение несколько опережает спрос, и многие салоны и клиники загружены не в полном объеме. Прирастает эта сфера как дорогими заведениями, работающими по принципу закрытого клуба, так и более дешевыми салонами. Сейчас все салоны условно можно поделить на несколько групп. Есть заведения, которые кроме стандартного набора стрижка, маникюр, педикюр, ничего не предлагают, но гордо именуют себя салонами и студиями красоты. Другая группа позиционирует себя как имиджевые салоны, и ассортимент предлагаемых ими услуг гораздо шире: к вышеперечисленным добавляются spa-процедуры, массаж, сауна, фитнес-зал. Еще одна группа центры косметологии, пластической и эстетической медицины, клиники, в которых для поправки внешности и здоровья предлагают не только косметологические, но и операционные методы. Естественно, что и ценой эти заведения отличаются. Если в салоны эконом-класса визит обойдется в среднем $20-30, то имиджевые заведения и салоны класса «люкс» стоят от 100 до 500 долларов.

Востребованность услуг, предлагаемых в салонах красоты, а также центрах эстетической медицины и здоровья, участники этого рынка объясняют ростом благосостояния людей и повышением общей культуры населения. Заместитель директора хирургического отделения центра медицины и красоты «ЭлСи» Игорь Рязанцев говорит, что за четыре года работы количество их клиентов увеличилось вдвое: «С одной стороны, народ стал более грамотный и раскрепощенный: если несколько лет назад обращение к пластическому хирургу очень тормозил фактор общественного мнения «а что скажут коллеги и соседи», то сейчас благодаря широкой пропаганде этой проблемы уже нет. С другой появилась материальная возможность следить за собственной внешностью».

За рамки региона

В целом рост этого рынка идет благодаря трем «анти». Современная женщина активно борется с лишним весом, с негативным влиянием солнца и с возрастом. Сегодня модно быть худой, здоровой и вечно молодой, и ради этого женщины не останавливаются ни перед расходами, ни перед косметической хирургией. Директор центра эстетической медицины и косметологии Professional Елена Саромыцкая говорит, что времени в сутках не хватает, чтобы успеть поработать со всеми желающими. И если несколько лет назад волгоградки выбирали столичные и заграничные клиники, то сейчас активно осваивают местный рынок. «К нам в центр сейчас приезжают клиенты из других российских регионов и даже из ближнего и дальнего зарубежья, потому что качество у нас ничуть не уступает, а цены ниже», замечает Игорь Рязанцев. Такая же картина, например, в клинике «Изабелла», которая за шесть лет существования зарекомендовала себя как надежный медицинский центр.

В условиях растущей конкуренции представителям этого рынка приходится бороться за каждого клиента, предлагая ему все лучшее. На успех работает все: дизайн салона, профессионализм и опыт мастера, сертификация и репутация салона или клиники, ассортимент предлагаемых услуг. Одна из посетительниц волгоградских салонов, пожелавшая сохранить инкогнито, заметила, что сегодня чем дороже салон, тем меньше в нем пафоса: посетителя действительно окружают заботой и вниманием, при этом очень ненавязчиво. Самыми популярными процедурами в центрах эстетической и косметологической медицины называют коррекцию возрастных изменений (объем и форма губ, «стирание» сеточки морщинок вокруг глаз и т.д.), пластику молочных желез и контурную пластику.

Кадровый голод

Главная проблема салонов красоты, о которой говорят практически все управляющие и директора, нехватка квалифицированных кадров. По словам Елены Саромыцкой, найти высококлассных специалистов очень непросто: «Нам повезло, что с самого начала, а открылись мы около двух лет назад, у нас была сформирована команда профессионалов. Каждый пришел не просто с хорошим багажом знаний, но еще и с собственной клиентской базой. А вообще хороших профессионалов найти довольно сложно, люди не хотят учиться, не хотят совершенствоваться». Игорь Рязанцев говорит, что в «ЭлСи» также еще до начала строительства центра команда уже была сформирована: «Практически не меняясь, наш коллектив дожил до сегодняшнего дня. Все мы постоянно повышаем квалификацию, участвуем в российских и международных конференциях и симпозиумах». Непрерывное обучение проходят не только рядовые сотрудники салонов и клиник, но и их руководство. Кстати, возглавляют такие центры практикующие врачи и косметологи, и увидеть директора центра за операционным столом не исключение, а правило.

Вторая проблема этого бизнеса наличие достаточно большого «серого» рынка косметических средств. Доля недоброкачественной косметики пока еще достаточно велика, и есть опасность наткнуться на «левые» препараты. Решая эту проблему, руководители салонов стараются выйти на производителей или официальных дистрибьюторов препаратов и оборудования, готовых предоставить все необходимое «пакетом». Директор одного из волгоградских салонов считает, что профессиональное объединение участников этого рынка помогло бы решить данную проблему: «Мы ни разу не садились за стол переговоров, не обсуждали наши общие проблемы. А ведь могли бы не повторять ошибок друг друга в работе: например, собраться на одной площадке и проговорить список ненадежных поставщиков». Такой площадкой могла бы стать общественная организация «Первая общероссийская ассоциация врачей частной практики». Председатель ассоциации Елена Засядкина считает, что такое сотрудничество было бы полезным и выгодным для всех его участников. К тому же ассоциация защищает интересы инвесторов при реализации проектов развития частной медицины и готова предложить целую линию крупномасштабных проектов.

По максимуму

Главной тенденцией развития рынка салонов красоты и здоровья специалисты считают развитие комплексных центров, предлагающих потребителю максимально возможный набор услуг. «Потребитель с каждым годом становится более требовательным, с отдельных услуг его внимание переключается на комплексные мероприятия, SPA, фитнес», говорит Игорь Рязанцев. И несмотря на то, что малые, узкоспециализированные салоны и клиники быстрее окупаются, стратегически выгоднее открывать все-таки комплексные центры.Расклад на волгоградском рынке красоты и здоровья может изменить и приход столичных игроков. Пока в городе нет ни одного салона, представляющего какую-то московскую или региональную сеть или же работающего по франшизе.

Кстати:

Компания McEvoy, консультирующая в области потребительского рынка, провела исследование и составила список платежеспособных желаний американок от 18 и старше. На первом месте оказался массаж тела. 67% американок хотят регулярно получать эту простую и полезную терапию. На втором месте голливудская улыбка, 60% голосуют за отбеливание зубов. Третья по значимости статья расходов салонный уход за лицом 55%. На четвертом месте однодневное пребывание в SPA (54%). На пятом месте ногти. За салонный маникюр голосуют 53%. Окраска волос в парикмахерской на шестом месте с 50%. 45% женщин желают провести в SPA не только один день, благодаря этому открываются целые SPA-курорты. На восьмом месте с 40% салонный педикюр. 36% требуются антивозрастные дерматологические процедуры такие, как ботокс и мезотерапия. Подобные услуги получают все большее распространение, а клиентура таких салонов становится все моложе. Профессиональную эпиляцию выбирают 35% женщин. Лишь 33% женщин одобряют солярий. 30% женщин прибегают или собираются прибегнуть к услугам пластической хирургии.

Ирина ПОВОЛОЦКАЯ