Исключённые из ПДД

Припарковать машину вблизи присутственных мест города Волгограда практически невозможно. Это никого не удивляет. Как и то, что одним можно оставить авто под знаком, запрещающим стоянку, а другим за это грозит штраф. Почему? «ДП» совершило экскурсию по парковкам госучреждений на борту ДПС-ной «Нивы» вместе со старшим госинспектором ОГИБДД УВД по г. Волгограду Марком Соркиным. Проезжая по городу в милицейской машине рядом с сотрудником ГАИ, ощущаешь себя в особой касте. Как будто тебе всё можно - ты сегодня приближён к власти.

Для своих

Уже в первые минуты нашего путешествия сталкиваемся с ярким примером несправедливости - возле зданий городской и областной администраций. При въезде с пр. Ленина на ул. Володарского к мэрии красуется знак, запрещающий движение автотранспорта, а чуть поодаль - знак «Остановка запрещена». «Эти знаки нужны, чтобы упорядочивать отстой транспорта у администрации, - поясняет старший инспектор Марк Соркин. - Знаки и правила существуют для всех, значит, ни проезжать по этой улице, ни парковать машины на ней нельзя никому». Но под запрещающим знаком висит табличка с уточнением: «кроме транспорта администрации и горсовета». В последнее время такими табличками обзаводятся и прокуратуры, и банки, и кафе с ресторанами, чтобы обеспечить стоянку своим работникам и посетителям. «Такие таблички вообще-то не предусмотрены правилами, - продолжает наш гид по ПДД. - В ГОСТе их нет, но, с другой стороны, их никто и не запрещал. Поэтому иногда - в основном по просьбе административных органов - их устанавливают». По словам М. Соркина, теоретически, если работник мэрии может поставить авто у входа в администрацию, то и посетитель тоже может. А вот практически - если вы здесь не работаете, то, скорее всего вас попросят отсюда: знак-то висит. Вот такая ловушка: одним можно, другим - нет.

Аналогичную картину мы наблюдаем в окрестностях обладминистрации. Знаки, запрещающие остановку и стоянку для всех, кроме работников администрации и думы, установлены со стороны пр. Ленина и ул. Пушкина. «Здесь оборудован так называемый карман - специальное расширение дороги, в котором разрешено парковать автомобили без затруднения проезда другому транспорту», - поясняет наш провожатый. Но и в этом месте разрешено стоять избранным. У вице-губернаторов и других крупных чиновников проблем со стоянкой нет, а остальных автоинспектор просит удалиться. «Можно встать, например, на ул. Ленина - там запрещающих знаков нет», - советует Марк Соркин. Но улица уже превратилась в стоянку для гостей и сотрудников администрации и соседних учреждений. А со стороны ул. Пушкина стоянку запрещает соответствующий знак с уже знакомой надписью «только для...».

Депутатское место

Далее наш маршрут лежит по ул. Советской, которая, как и ул. Ленина, забита припаркованным транспортом: машины чиновников, депутатов, посетителей мэрии и окрестных банков, коммерческих учреждений и увеселительных заведений. На правой стороне улицы, согласно знаку с табличкой, парковка разрешена только для транспорта сотрудников и посетителей «ЛУКОЙЛ-ВолгоградНИПИморнефть». Напротив, по соседству с городской думой, ближе к ул. Краснознаменской - только для гостей и работников Альфа-банка. Для депутатских машин остаётся пространство около 30 метров. Если все 48 депутатов приедут на сессию за рулём, припарковаться им будет негде, не говоря уже о приглашённых на заседание. Из расчёта 3 м на машину им потребуется почти 150 м. Но таких площадей в окрестностях нет. Нет их и вблизи областного комитета бюджетной политики и казначейства, расположенного на ул. Порт-Саида, по которой продолжается наше путешествие. Здесь попытки протиснуться между рядами припаркованных машин сродни искусству канатоходцев или сапёров на минном поле. Вот и мы заезжаем на сплошную полосу. «Да она тут вообще ни к чему, - в сердцах говорит наш провожатый. - Она нанесена в соответствии с устаревшими нормативами дислокации разметки. Власти могли бы проявить инициативу в корректировке, но на это нужны деньги». Места для стоянки у комитета не предусмотрено, транспорт чиновников занимает и дорогу перед зданием, и ближайший дворик, так что гостям сюда въезд заказан.

Такие же сложности у посетителей областного управления архитектуры и градостроительства на ул. Мира, 19а. В многоэтажном здании располагается также множество учреждений, работники и посетители которых пешком не ходят. Запрещающих знаков на этой улице нет, поэтому успевшие паркуют своих железных коней. Сложности с проездом создают те, кто ставит их под углом к бордюру, занимая полдороги. Не лучше и у горкомархитектуры, расположенной в одном здании с администрацией Центрального района: их посетители конкурируют за места у бордюра с покупателями ЦУМа. Примерно так же обстоят дела рядом со следственным комитетом прокуратуры на ул. Коммунистической, 62а: запрещающих знаков нет, машин много, подъехать сложно, припарковаться можно за три версты. В ходе нашей экскурсии нам на глаза не раз попадаются и огороженные автостоянки. Некоторые госучреждения, например, областная прокуратура и ГУВД, поставили ограду, шлагбаумы и установили пропускной режим. Правда, проезд опять же для избранных, а посетители «жёлтого дома», прокуратуры и облсуда всё так же вынуждены останавливаться на близлежащих улицах. Своя стоянка примерно на 10 машин - есть у здания Центральной налоговой на ул. 7-й Гвардейской. Но количество посетителей этого учреждения значительно превосходит число парковочных мест. В итоге - море припаркованных машин ежедневно затапливает улицу и проезжую часть.

Право на въезд

Наше путешествие подходит к концу. Итак, мы имеем установленные ГОСТом дорожные знаки, которые должны соблюдать все, и правила дорожного движения, в которых нет разграничения по социальному статусу и не написано: этому можно, а этому нельзя. А ещё имеем нарушителей всех этих правил и знаков. «Выход из ситуации один, - говорит Марк Соркин, - не прогонять посетителей госучреждений подальше от себя, а, заботясь об их комфорте, организовывать официальные стоянки». Только, похоже, даже крупным чиновникам это не под силу. «Извините, на всех места не хватит, - по телефону говорит заместитель управляющего делами администрации Волгоградской области Александр Максимов. - Мы же расположены в центре города, а здесь каждый метр на счету. Площадку на проспекте Ленина мы освободили в целях безопасности. Даже служебные автомобили наших работников здесь не стоят: водители привозят их к дверям администрации, а сами отправляются в автохозяйство, расположенное в районе стадиона «Динамо». Потом по звонку приезжают и забирают». По его словам, администрация региона предпринимала попытку расположить автостоянку для служебного транспорта на Предмостной площади, но этот участок земли принадлежит мэрии. И ей тоже не хватает места. По словам и.о. управляющего делами администрации Александра Абрамова, в хозяйстве вместе с отраслевыми подразделениями 50-60 служебных автомобилей. На Володарского стоят только машины мэра, его заместителей и работников отделов, расположенных в здании мэрии. Остальным приходится искать парковку в другом месте. Как бы то ни было, показать пример цивилизованного отношения к машинам и людям следует именно властям. А пока этого не случилось, ситуация на дорогах города не сдвинется с мёртвой точки.

Анастасия КУВШИНОВА