Совершенно забойные вещи

Резко обострилась конкуренция за инвестиции между регионами, примерно равными по промышленному потенциалу. В таких условиях социально-экономическое развитие области напрямую зависит от того, какие инвестиционные проекты она сможет реализовать. О перспективных планах Волгоградской области на 2008-2010 годы «ДП» рассказал первый вице-губернатор Владимир КАБАНОВ.

«Волго-Дон-2» и не только

- Владимир Александрович, какие инвестиционные проекты должны оказать наибольшее влияние на социально-экономическое развитие области в ближайшие два-три года? В какой стадии они находятся?

- Самый важный, самый главный инвестиционный проект для нас - «Волго-Дон-2». Его реализация вряд ли начнётся раньше 2010 года, но по масштабам, по объёму инвестиций он один сможет заменить десятки, а то и сотни других проектов. Весь вопрос в том, как именно его будут реализовывать. Судьбу проекта определит экспертная группа, вероятнее всего, весной 2009 года. Сейчас разные политические и промышленные группы ведут отчаянную лоббистскую борьбу - всем понятно, какие деньги получит тот, чья идея станет основой проекта. Мы тоже отстаиваем свою позицию: одновременно с реконструкцией старого канала необходимо строить вторую ветку. Пусть профессионалы определяют, как именно это делать, но только при участии наших специалистов, наших строителей, учитывая наши возможности и потребности, к примеру, по созданию рабочих мест. Ещё один очень серьёзный проект - объездная дорога вокруг Волгограда. Тут тоже есть несколько вариантов, но уже по вопросу финансирования. Есть предложение строить её на условиях частно-государственного партнёрства. Другой вариант: агентство «Росавтодор» может взять на себя финансирование строительства важнейших объездных дорог вокруг городов-миллионников, а мы выделяем землю под строительство придорожной инфраструктуры, за счёт эксплуатации которой федерация сможет вернуть свои деньги. До конца 2008 года фирма-проектировщик представит проект областному управлению автомобильных дорог. Как только у нас на руках будет этот документ, можно будет обсуждать вопросы финансирования. Это, конечно, не считая всех остальных дорог, на строительство которых мы выделяем всё больше средств. Третий проект - торгово-выставочный центр, один из крупнейших в ЮФО, первый камень в фундамент которого мы на днях заложили. Тут несколько положительных моментов. Мы получаем гостиницу уровня 4-5 звёзд, каких у нас нет. Появится торгово-выставочная площадка европейского уровня, которую мы раскрутим очень быстро, причём 1500 кв. м мы получим в бессрочное пользование для нашей ТПП. Объект будет построен за полтора-два года, стоимость - около $40 млн. Прекрасные возможности для бизнеса открывает грядущая реконструкция волгоградского аэропорта. Есть проекты, не привязанные к Волгограду. Например, строительство санаторно-курортного комплекса на 500 мест у озера Эльтон. Это не разговоры, есть инвестор, есть проект, реализация намечена на 2009-2011 годы. Кстати, к Эльтону присматривается и «Еврохим» - им интересно не только месторождение в Котельниковском районе. Ведутся переговоры с госкорпорацией «Российские технологии». Для Волгограда сотрудничество с ними означает новую жизнь для «Баррикад», «Красного Октября», ЦКБ «Титан». Возможно, подключится «Химпром», и нам бы очень хотелось, чтобы они обратили внимание и на судостроительный завод. Здесь важно то, что инвестировать предполагается именно в производство. Помимо этих мега-проектов есть масса других, связанных с жилищным и коммерческим строительством, - целые мини-города, причём не только в Волгограде и Волжском. На следующей неделе будет готов список проектов, которые мы представим на инвестиционном форуме в Сочи. Большая часть - это совершенно забойные вещи, очень интересные и высокодоходные. Они реально начнут работать в течение двух-трех лет.

Новые старые риски

- Инвесторов волнует и другое - энерготарифы, подключение к энергомощностям, выделение земли, наличие коммуникаций. Ведь было такое, что реализация проекта затягивалась именно из-за сложностей в решении подобных вопросов.

- Тут надо чётко разделить проблемы, которые может решить область, и то, что от нас не зависит. Всё, что касается выделения и оформления земли, по 131-му закону - в компетенции местных властей. Проблем действительно очень много, но большая часть, во-первых, создавалась искусственно, а, во-вторых, зачастую касается только Волгограда. В других городах и районах области таких вопросов, как правило, не возникает. Всё решается после появления чётких, понятных и прозрачных правил игры, которые должны приниматься гордумой и мэрией. Если у мэрии Волгограда есть желание работать с чистого листа, нужно постараться сделать это так, чтобы не оттолкнуть ранее пришедших инвесторов, чтобы они захотели и дальше здесь работать. Область уже натерпелась от хаоса прошлых лет, когда за три года трижды менялась команда, и каждый новый мэр начинал с того, что отменял вообще все решения предыдущего главы. Когда нет стабильности - это отпугивает инвесторов. А когда люди видят, что в регионе стабильная политическая ситуация, они приезжают и вкладывают деньги.

- Вы считаете, что политические риски по-прежнему очень сильны в Волгоградской области?

- Они присутствуют, но уже не в такой степени. Хотя, конечно, многое будет зависеть от того, кто придёт в будущем году в областную думу. Там должны работать профессионалы, имеющие опыт практической работы, там должны быть директора предприятий, то есть люди, которые реально смогут влиять на экономические процессы своим законотворчеством. Мы уже ощущаем на себе, чем оборачивается недостаток профессионалов в исполнительной и законодательной властях на уровне муниципалитетов. Я очень переживаю за то, что происходит в Волгограде, по одной причине я не вижу в команде мэра людей, которых бы сильно интересовали вопросы производства, транспорта, связи на том уровне, которого требует обстановка. Они, возможно, станут хорошими профессионалами, но большой город - это не школа для будущих менеджеров. В законодательной власти города есть серьёзные люди - как раз такие, о каких я говорил: директора, хозяйственники, и я надеюсь, они помогут восполнить дефицит профессионалов в исполнительной власти. Мы уже убедились на примере прежних лет - бизнес не видит будущего без чётко обозначенных правил игры и высокой ответственности.

- А что с тарифами на электроэнергию и ценой подключения к сетям? Регион может изменить ситуацию, предложить инвесторам какие-то льготы?

- Сложная ситуация с тарифами характе рна для всей европейской части нашей страны, в этом вопросе мы мало чем отличаемся от соседей. Сегодня мы на грани - монополисты очень сильно подняли цены на электричество, газ, на бензин и дизельное топливо. Стоимость энергоподключения - это тоже головная боль всех регионов. Об этом докладывали Медведеву и Путину. Много раз говорилось, что это погубит экономику, погубит хорошие инвестиционные планы. Порой сам проект стоит меньше, чем подключение к сетям. Но решение этой проблемы не зависит от региона. Мы не можем своей тарифной политикой, какими-то льготами создать привлекательные условия для инвесторов. Это должно решаться в рамках правового поля на федеральном уровне.

Равнение на обновление

- Если сравнить Волгоградскую область с соседними регионами в ЮФО и Поволжье - как мы выглядим на их фоне? Чем наш регион лучше, а в чём мы пока отстаём?

- Не так давно я просматривал региональные статистические данные по первым месяцам 2008 года. Волгоградская область смотрится очень достойно - хоть рядом с лидерами ЮФО, хоть с городами Большой Волги. Но для того, чтобы понять это, надо смотреть не только на рост объёмов промышленного производства, но и на другие показатели. Что портит нам картину? У нас упала добыча природных ресурсов и производство электроэнергии, что потянуло вниз всю экономику. Особый провал по электроэнергии - 89% от объёмов прошлого года, да и в прошлом году мы упали ещё на 7%. Но разве область стала меньше производить электроэнергии? По-другому просто считать стали, работать стали по-другому! Центр генерации ушёл в Самару, сама генерирующая компания перерегистрирована в Ростове, сбытовая теперь в Астрахани. Есть и другие примеры - ЮТК по основным показателям отчитывается теперь в Краснодаре. За счёт того, что лоббируемые на самом верху регионы стали забирать у нас таких крупных производителей и налогоплательщиков, мы проиграли в общем объёме. Но ведь есть и другие показатели в данных Росстата. Объём произведённой продукции на душу населения, объём отгруженной и реализованной продукции - рядом с нами никого нет, ни Ростова, ни Краснодара. Реальная зарплата, выведенная из тени, суммы собираемых налогов - опять мы в лидерах! Кто бы что ни говорил, у нас достойные экономические показатели. Но чтобы мы смогли двигаться дальше, нужно обновлять производственные мощности, внедрять новые технологии, строить новые производства. Физический износ огромный: на выработке электроэнергии - до 70%, на химических и металлургических предприятиях - 50-60%. А ведь эти отрасли дают нам больше половины всего промышленного производства. Вот о чём нужно заботиться. Мы на пределе. Мы почти достигли того уровня, с которого упали, но дальше будет сложнее. Сейчас только очень крупные компании вкладывают в модернизацию покупаемых в области производств большие деньги. Но ведь если инвестор покупает какой-то завод - например, тракторный, или тот же «Красный Октябрь» - неужели мы не вправе рассчитывать, что он будет вкладывать деньги в модернизацию? Конечно, вправе. И мы будем этого требовать.

Сейчас у нас подписано почти сто соглашений с градообразующими предприятиями. И в большинстве принципиальных вопросов они выполняются. Но вопрос обновления производственных мощностей должен стать главным. У нас есть предпосылки для дальнейшего развития - в частности, мы планируем создание технопарков для появления новых производств, возможно, даже тех, что будут применять нанотехнологии. Законодательно все вопросы по технопаркам находятся в компетенции местных властей, так что, я думаю, с новым составом облдумы мы все нужные законы подготовим.

- Каков удельный вес в валовом региональном продукте занимает малый и средний бизнес?

- То, что было в этом сегменте лет пять лет назад, до того, как мы создали управление развития промышленности и предпринимательства, и то, что есть сейчас, - это небо и земля. Но, конечно, пока удельный вес таких предприятий в общем объёме не велик - я думаю, порядка 12%. По-хорошему надо бы 40-50%. Но всё упирается в чиновника на местах. Президент и премьер-министр говорят о поддержке малого бизнеса каждый день, генпрокурору указания дают, но где-то внизу всё затихает. Проверок по-прежнему много, оформиться, открыть своё дело - сложно. Да и регламентирующие документы - по быстрому оформлению, по защите бизнеса - пока несовершенны. Но и областные власти, и федеральные движутся в правильном направлении, так что, я думаю, через несколько лет ситуация кардинально изменится.

Антон БОРЦОВ