В цену кофе включен пейзаж

В парижских кафе чашка кофе за барной стойкой обойдется на 15-20% дешевле, чем тот же кофе за столиком летней веранды. Возможность находиться в гуще событий, непосредственно наблюдать за городской жизнью расценивается рестораторами как бонус. Кофе, выпитый на волгоградских летних верандах, по цене не отличается. Но наличие и рост числа обустроенных летних площадок показывает, что город начинает приобретать европейский шарм. Рестораторы говорят, что установка открытой летней площадки поднимает сезонную прибыль заведения на 15-20%. В случае же отсутствия летней веранды есть опасность весь сезон проработать в убыток. Потенциальные клиенты скорее выберут соседний ресторанчик, хозяева которого позаботились о площадке open air.

Обустройство средней по вместимости летней площадки, по словам владельца «Гранд-кафе» и «Гранд-пиццы» Алексея Зверева, может обойтись в сумму от 0 до 300 тыс. руб. Те, кто готов пожертвовать собственным именем и стилем, устанавливают на своей территории мебель и тенты с логотипами крупных компаний типа «Coka Cola» или «Pepsi». Это бесплатный бонус, предлагаемый компаниями вдобавок к основному контракту на эксклюзивную реализацию прохладительных напитков. В любом случае, такая мебель и тенты выглядят намного привлекательнее белых пластиковых столов и стульев, активно использовавшихся на летних площадках еще пару лет назад.

Если владельцы кафе и ресторанов хотят соблюсти стилевое единство открытой площадки с основным заведением, они не скупятся на изготовление мебели, посуды и одежды официантов по спецзаказу. И внешний вид таких летних веранд в Волгограде радует глаз. Плетеные, деревянные, металлические столы и стулья, небанальные тенты, балдахины и занавески. Встречаются кованые решетки, фонари и фонтаны. И, конечно, создающие неповторимый стиль и аромат южного города живые цветы.

По мнению члена союза архитекторов России, дизайнера Галины Хандовой, чтобы веранда получилась современной, красивой и удобной, при ее организации нужно соблюдать некоторые правила: «С площадки open air прежде всего должен открываться хороший вид на городские пейзажи. Привлекают гостей уютная, удобная мебель, качественное дорожное покрытие, широкие и красивые тенты, эффективно защищающие от солнца, но не препятствующие проникновению свежего воздуха. И обязательное стилевое единство веранды с основным заведением».

Схема будущей летней веранды обязательно согласовывается с районными архитекторами. И.о. главного архитектора Центрального района Илья Проценко рассказывает: «Регламенты благоустройства городской среды в Волгограде пока не приняты, поэтому при оценке схем и проектов мы руководствуемся имеющимися нормативными документами и собственными знаниями и опытом. Приятно отметить, что с каждым годом внешний вид открытых площадок улучшается. Инвесторы понимают чем необычней, ярче и стильней будет их летняя веранда, тем более конкурентоспособными будут сами кафе и рестораны. И мы стараемся поднимать уровень волгоградских предпринимателей, знакомить их с новыми технологиями в благоустройстве городской среды». По данным руководителя городского департамента потребительского рынка Волгограда Ивана Безотосного, которые он приводил на брифинге 29 мая, этим летом в Волгограде открылись 170 летних кафе и площадок на 4,5 тыс. мест. «Это рост выручки, расширение перечня предоставляемых услуг и рост сезонной занятости», считает городской чиновник. На вопрос «ДП», насколько легко получить землю под организацию такого кафе, Иван Безотосный ответил, что «это быстрый и недорогой процесс». И рестораторы соглашаются «если территория рядом с основным заведением позволяет, то власти обычно препятствий не чинят. И арендная плата за использование небольшого участка земли не слишком обременительна». Однако этим летом мэрия подготовила предпринимателям сюрприз. Как рассказывал на майском совместном заседании клуба «Деловое Поволжье» и РОО ООО «Деловая Россия» руководитель местного отделения «Опора России» Алексей Воробьев: «Начиная с конца мая, представители прокуратуры ходят по общепитовским точкам и выдают предписания на их закрытие. Потому что в горадминистрации никак не подпишут распоряжение для районных властей на право выдачи временных разрешений на землю».

Самая волжская площадка балкон ресторана «Август» с видом на Волгу.

Самая правильная летняя веранда (соприкасается одной стороной с основным заведением) веранды у «Гранд-пиццы» и «Гранд-кафе».

Самая необычная площадка соломенные шалаши у здания Ворошиловского торгового центра.

Самая гламурная веранда у ресторана «Фа Соль».

Татьяна Тараканова.