Пошли «на химию»-2

С большим эмоциональным подъёмом отпраздновал день химика коллектив ОАО «Химпром»: поздравить его с новыми трудовыми достижениями прибыли Жанна Фриске, Игорь Верник и группа «Plazma». До и после праздника руководство предприятия через заводскую многотиражку сообщало коллективу о больших планах и достигнутых успехах: в сентябре-октябре планируется вывести «Химпром» на безубыточный уровень работы. Из газеты «Вестник «Химпрома» рабочие завода узнали, что спонсором грандиозного праздника на стадионе «Кировец» была трейдинговая компания «РусТрейд». Почему же трейдинговая компания выступает то ли как благотворительный фонд, то ли как концертное агентство? Судя по последним событиям на предприятии, у компании есть повод устроить себе и руководству «Химпрома» большой праздник с фейерверком и столичными звёздами. «ДП» продолжает начатую в N18 тему.

Без дыма и пыли

Праздничный выпуск «Вестника «Химпрома» рабочие рассматривали буквально на просвет. Фоном для сообщения о спонсоре праздника была выбрана фотография завода издалека, и внимательным читателям показалось, что на этой фотографии «Химпром» запечатлен стоящим: над главной трубой не виден дым, который всегда сигнализировал о том, что завод работает. А если дыма нет - значит, стоит производство карбида кальция, второе по важности на «Химпроме» после электролизного цеха. Остановка производства непрерывного цикла всегда пугает, тем более что даже скупая на информацию заводская многотиражка иногда проговаривается. Рассказывая об итогах собрания акционеров ОАО «Химпром», газета пишет, что на предприятии «почти полностью ликвидирована система посредничества при продажах продукции, что позволило снизить общие затраты на 5%. На отдельные продукты, которые производятся только на нашем заводе, удалось существенно поднять цены». В качестве примера такой продукции приводится хлор в контейнерах, который теперь продаётся не по 6 тыс. руб. за тонну, а по 20 тыс. руб. Вот эта новость и пугает: хлор (пусть даже и в контейнерах) далеко не уникальная продукция: его выпускают чебоксарский и кемеровский «Химпромы» и волгоградский «Каустик». На действительно монопольные продукты - такие, как смола ПВХ, на волгоградском «Химпроме» цены не поднимали.

Всё та же многотиражка пишет про визит приставов на завод: те арестовали и продали партию ПВХ по цене в три раза ниже рыночной - 18 тыс. руб., тогда как «реализация ПВХ на рынке приносит 50 тысяч рублей за тонну». Почему же маркетинговые службы «Химпрома» не продали ПВХ самостоятельно? Возможно, потому, что, вопреки заявленному отходу от услуг посредников, руководство «Химпрома» сейчас переводит продажи на одного конкретного посредника - ООО «Рустрейд» (в разных документах встречается то такое написание, то такое, как в заводской газете, - «РусТрейд»). В «ДП» N18 была информация об этой компании: ООО «РусТрейд» зарегистрировано в Москве 26 октября 2009 г. с уставным капиталом 10 тыс. руб., учреждено ООО «ИмЭкс» и ЗАО «Ай Прайз Менеджмент», которые в свою очередь учреждены физическими лицами. К госкомпании «Ростехнологии» ООО отношения явно не имеет, хотя руководство «Химпрома» говорит об обратном. Писали мы и о том, что партнёрам и покупателям продукции «Химпрома» предлагалось обращаться по вопросам поставок в ООО «Рустрейд».

Кислое настроение

Но если в мае это были всего лишь предложения, то в июне генеральный директор «Химпрома» В. Трухин подписал приказ - до особого указания без визы генерального директора, исполнительного директора не принимать разнарядки на поставки соляной кислоты, не выставлять счета контрагентам. Единственный контрагент, для которого соляная кислота на «Химпроме» всё же есть, - это ООО «Рустрейд», ему в июне предложено купить в общей сложности больше тысячи тонн. На письмах прочих ставят визы «Только по согласованию с Крестьяниновым» (это генеральный директор ООО «Рустрейд») или пишут ответ: «Химпром» не имеет возможности отгрузки вашему предприятию». И уж совсем в детективную историю попало ростовское ООО «Югуниверсал». ООО получило, как и другие покупатели, письмо с предложением за товаром обращаться в ООО «Рустрейд» и звонить туда по определённому номеру телефона. Но по этому телефону оказалась совсем другая фирма - «Центр-Сити», которая «не владеет никакой информацией в данном вопросе». «Югуниверсал», ссылаясь на прошлогодний договор с «Химпромом», просит срочно дать ответ на свою заявку, так как компании выставляют претензии её контрагенты - «Ростсельмаш», «Роствертол», «Тагмет» и другие известные предприятия. На письме виза и.о. коммерческого директора: «Отгрузку проводим согласно рустрейдовским договорам».

... и баста!

За минувшее время не получила разрешения запланированная на эти дни развязка истории с погашением долгов «Химпрома» кредиторам, инициировавшим банкротство предприятия. В статье «Пошли «на химию» сообщалось, что в судебном заседании по банкротству «Химпрома» объявлен перерыв для подготовки мирового соглашения. Этот перерыв руководство химзавода рассчитывало употребить на достижение договорённости с правительством о погашении старых долгов за счёт бюджета. Как стало известно «ДП», правительство не отказало в погашении долгов, о котором просила госкорпорация «Ростехнологии», но и не совсем согласилось. Правительство может заплатить по этим долгам при условии, что кредиторы согласятся на реструктуризацию долга сроком в 17 лет. А это означает новые трудные и долгие переговоры, исход которых прогнозировать сложно. В этих условиях закатить концерт в честь дня химика - это, наверное, самое лучшее, что может сделать руководство «Химпрома». Правда, есть ещё одна маркетинговая фишка: к празднику коллектив порадовали новым слоганом завода. На плакатах с логотипом Vocco (под этой маркой работает «Химпром») было написано: «Не учи Химпром... и баста!». При быстром чтении нового слогана острыми на язык рабочими ему был дан совершенно новый смысл. Сейчас этих плакатов на «Химпроме» уже нет. То ли сорвали в сердцах, то ли растащили на сувениры. Всё-таки такие необыкновенные слоганы даже в нашей сложной экономической ситуации появляются нечасто.

Виктор МОИСЕЕНКО