Дом гламура

Не останавливаться ни на минуту, работать пусть в убыток, но сохраняя клиентуру и связи с поставщиками. Иначе потом, когда экономика пойдёт в рост, слишком сложно будет нагонять упущенное. Такой выбор сделала индивидуальный предприниматель из Волгограда Анна Лукьяничева. В памятные многим времена дефолта 1998 года она поступила наоборот - вместе с партнёрами приняла решение переждать, пересидеть, затаиться. Сейчас, по прошествии десяти лет, тот опыт Анна отвергает.

Для прекрасных дам

13 лет назад вместе с подругой Анна Лукьяничева начала привозить в Волгоград качественную немецкую одежду. Причём уже тогда она определилась со специализацией - это будет красивая и модная одежда для полных женщин. Позже пришло и название для сети из трёх магазинов: «Рубенс+». С 1996 года ассортимент её магазинов расширился до 22 европейских марок, в том числе и мужских, а число постоянных покупателей добежало до тысячи. Обычно Анна телевизор не смотрит: некогда, да и неинтересно. Но недавно приболела и поневоле превратилась в телезрителя: - Лучше бы не смотрела. Оказывается, и президент наш, и премьер ночи не спят, всё думают, как бы предпринимателей прекратить кошмарить и жизнь их обустроить. Если бы со стороны эти репортажи увидела, позавидовала бы предпринимательской доле. На деле ситуация выглядит не совсем так: и проверки бесчисленные досаждают, и единый налог на вменённый доход у её маленького бизнеса с 18 штатными сотрудниками почти четыреста тысяч рублей в квартал выбивает. А площадью торговых залов, от которой зависит сумма налога, Анна жертвовать не собирается, потому что одежда европейского качества должна продаваться с подобающим сервисом. Чтобы не стоять на месте, а развиваться, бизнес «Рубенс+» поневоле оброс кредитами. Соответственно, все квартиры (самой Анны, её мамы и дочери) давно заложены-перезаложены. У торгующих одеждой предпринимателей больше банк в залог ничего не возьмёт, вот и приходится закладывать самое ценное имущество.

Проблемы во взаимоотношениях между ритейлерами и девелоперами редко выходят наружу. Однако в приватных разговорах предприниматели постоянно сетуют на то, что руководство ТРЦ уделяет недостаточное внимание увеличению покупательского потока, а сами они при этом регулярно давят девелоперам на жалость, пытаясь снизить стоимость аренды. Девелоперы в ответ отжимают у предпринимателей бюджет на общее продвижение ТРЦ. Но самое неприятное, что они могут задвинуть тот или иной отдел на задворки или вовсе попросить покинуть помещение - мотивируя тем, что брэнд местный и недостаточно раскручен. Подобные проблемы возникали у Анны и в «Парк-Хаусе». Но самый неудачный опыт сотрудничества с девелоперами случился у Анны недавно, уже на фоне кризиса: - Два года назад мы заключили договор аренды с тогда ещё строившимся торгово-деловым центром «Диамант на Комсомольской». Сняли 300 квадратных метров, чтобы открыть два больших магазина. Я своим немецким поставщикам красоты этого ТДЦ расписывала, картинки показывала: вид на Волгу, самый центр города, достойная концепция. Мы с моим партнёром Андреем Федосеевым мечтали: мол, заедем сюда и как рванём - и по продажам, и по выручке. Радовались, как дети, оборудование новое для зала купили на миллион рублей, чтобы не ударить в грязь лицом.

Пакет под подозрением

На первые тревожные сигналы в «Рубенс+» внимания не обратили. Соседи-арендаторы уже бегали на какие-то собрания, подписывали петиции к руководству ТДЦ. Мол, поток покупателей совсем хилый, а развитием и продвижением торгового центра так никто и не занимается. Анна, по натуре оптимист, их успокаивала: ничего, знаменитый «Парк-Хаус» тоже так начинал, людей со всего города к нему бесплатно маршрутками свозили. Но к прошлому декабрю, когда кризис стал уже явью, переполошилась и владелица «Рубенс+»: - Пришла впервые на собрание арендаторов, а там такой крик стоит. Соседи мои требуют, чтобы торговый центр начал продвигать свой брэнд, работать с покупательскими потоками. А девелоперы фасон держат: кто недоволен, может уходить. Мол, у нас нет денег, мы ещё из кредитов, взятых под строительство, не вылезли. И арендаторы стали реально съезжать с третьего этажа. Будучи деятельным человеком, Анна всё же решила бороться. Стала ходить в «правительство», так себя директорат ТДЦ называет. Дёргала их, идеи малобюджетные предлагала, приводила свою клиентку, топ-менеджера ликёроводочного завода, та была готова бесплатные дегустации в «Диаманте» проводить. Предлагала третий этаж объявить бесплатной зоной хотя бы на полгода. Больше того, в журнально-глянцевой рекламе своих отделов она стала продвигать «Диамант на Комсомольской» и платила за это свои кровные. А попутно объясняла в «правительстве», что охрана не должна вести себя, как на заводе, и пакеты у покупателей на выходе досматривать. «Был у нас случай - клиентку из Камышина, которая всегда у нас оптом закупается, охрана на выходе из торгового центра задержала, пришлось выручать. Но в «правительстве» люди хорошие, приятные, кивали, соглашались и ничего не делали. Хороший человек - не профессия», - с сожалением напоминает Анна Лукьяничева. К маю 2009 года на третьем этаже «Диаманта» остались только два её магазина. На этаже тут же закрыли туалет (мол, нечем уборщицам платить), отключили эскалатор и даже ступеньки перегородили (чтобы меньше убирать). Оставили работающим для покупателей и сотрудников только дальний лифт. - Я их похоронным бюро тогда назвала, - вспоминает Анна. - Кричала в запале: вам нельзя работать в торговом центре. Но им хоть бы что, у них своя экономика. И когда нам в коридорах выключили свет, я поняла - надо съезжать.

Брюки - отдельно, рубашки - отдельно

Теперь уже Анна Лукьяничева, поработавшая в пяти торговых центрах Волгограда, готова сформулировать рецепт их развития: неравнодушная профессиональная команда, наличие развлекательной или, что несколько хуже, деловой зоны, совместный с арендаторами бюджет на продвижение всего центра и умение выстроить магазины так, чтобы они обеспечивали синергетический эффект. - Это же очевидно: мои клиентки из области или из Волгограда приводят с собой в ТРЦ сына, мужа, дочь. И все они пробегутся по соседним магазинам, сделают выручку там. Вообще моя мечта: чтобы все конкуренты работали, чтобы магазины вокруг росли как грибы. Чтобы мои клиенты могли выбрать кофточки у меня, брючки у одних соседей, платочки - у других. Перед кризисом почти так и было, но сейчас мы явно откатываемся назад. На её счастье, в ТРЦ «Европа Сити Молл» быстро нашли место для магазинов, оставшихся без крыши. Правда, уже пятый месяц бизнес Лукьяничевой работает в минус. Но ей удаётся держать привычно широкий ассортимент, благо немецкие поставщики идут навстречу и не торопят с проплатами: - Раньше финансовую сверку во всех магазинах мы проводили раз в месяц, а сейчас мониторим каждый день, из одного худого кармана в другой деньги перекладываем. Иногда даже приходится хитрить и говорить партнёрам в Германии: мол, вчера вам деньги отправили. Не получили? Наверное, банк не сработал. Но такой ход - максимум на один день, потому что философия моего бизнеса подразумевает всегда в любой ситуации расплачиваться со всеми абсолютно долгами. Вообще с поставщиками у нас тишь да благодать. Они нас во всём понимают, кроме разве что мерчендайзинга. Мои сотрудники до сих пор вспоминают, как к нам немецкий профи приезжал, развесил одежду по науке, комплектами. Только он за порог, мы всё обратно перевесили. Наши мужчины, за исключением отдельных метросексуалов, комплектами одежду не покупают. Придут за брюками, выберут более-менее подходящие и не глядя купят. Так что наши клиенты привыкли, чтобы брюки висели отдельно, а рубашки - отдельно. А вот покупательниц Анна не устаёт хвалить: за последнее время у волгоградских модниц громадный прогресс в создании стиля. Научились понимать модные силуэты, оценивать качество не только фасонов, но и тканей, формировать гардероб из неброских, но трэндовых вещей, перестали покупать одежду на размер меньше в поисках сексуальности. «Начинают понимать, что загадка женщины - это прежде всего то, что у тебя внутри», - завершила рассказ о буднях своего бизнеса Анна Лукьяничева.

Между тем

Как сообщает информационный портал 34metra.ru, по Волгограду пошли слухи, что группа компаний «Диамант», собственник ряда одноимённых торгово-развлекательных центров, выставила ряд ТРЦ на продажу. Вице-президент ГК «Диамант» Татьяна Медведева в интервью 34metra.ru категорически опровергла слухи о возможной продаже части активов компании. - Группа компаний «Диамант» не собирается продавать ни один из имеющихся у неё торговых центров, - рассказала она. - Добавлю, что мы, проанализировав показатели работы торгово-делового центра «Диамант на Комсомольской», а также получив заявления некоторых арендаторов, предложили им до 1 октября приостановить деятельность ТДЦ, поскольку летом покупательская активность традиционно снижается. Однако пока из 18 предпринимателей откликнулись только двое - те, кто и писал заявления с просьбой предоставить своего рода «летние каникулы». Это вовсе не означает, что работа ТДЦ будет приостановлена.