Сбоку припёку

Прочитал в «Деловом Поволжье» 16-17 статью «Пропущенный вызов». Хочу высказать своё мнение по этому вопросу. Перефразируя известное изречение, можно сказать: памятники - это зеркало общества. Памятники - это и дань прошлому, и «письмо в будущее». По ним наши потомки будут судить о нас: что мы любили, что ценили, какие идеалы мы хотели увековечить. Так какие «письмена» мы оставляем после себя? За последние десятилетия в Волгограде появилось немало новых памятников. Но большинство из них вызывают недоумение. Невозможно понять, что руководило людьми, воздвигавшими тот или иной монумент. Не берусь обсуждать художественные достоинства и недостатки самих скульптур, но хотел бы высказать некоторые впечатления - просто как житель Волгограда.

На верхней террасе набережной напротив речного вокзала находится памятник Петру I. Памятник как-то бочком пристроился на аллее. Его не сразу и увидишь! На постаменте нет никаких надписей - какую личность он увековечивает или какому событию он посвящён? Да и сходство сомнительно. Поэтому я тешу себя надеждой, что, может быть, это и не Петр I. А рядом, в скверике около моста через Царицу, я обнаружил ещё один шедевр. Памятник Пушкину! Сразу задаёшься вопросом - что он здесь делает? Да и Пушкин ли это? Надписи никакой нет, а увидеть какое-то сходство со знакомыми чертами в этой тёмной глыбе весьма затруднительно. Памятник поэтессе Маргарите Агашиной на проспекте Ленина тоже расположен неудачно. Шумное место, оживлённое движение автотранспорта - всё это не создаёт поэтичную ауру вокруг памятника. Около него не увидишь отдыхающих, читающих книги людей, нет гуляющих мамаш с детишками. И памятник Агашиной стоит сиротливо. Недавно открыли памятник Грибоедову. Расположен он на ул. Советской перед зданием поликлиники N3. Какое отношение имеет Грибоедов к поликлинике N3? Если уж на то пошло, логичнее перед поликлиникой установить памятник Чехову или Булгакову. Они по профессии были врачами... Всё это памятники русским писателям, поэтам, историческим деятелям. Хорошо, что в Волгограде их не забывают. Но по какой «разнарядке» они появляются? Есть ли в городе план размещения памятников? Хорошо бы ознакомиться с этими планами, а ещё лучше вынести их на обсуждение жителям города. Говорят, в городе есть комиссия по установке памятников!? Тогда можно было бы у неё спросить, почему у библиотеки имени Горького нет памятника этому писателю, но у Нового экспериментального театра стоит памятник Гоголю? Не каждый, наверное, видел этот памятник, потому что он прилепился сбоку от здания театра, рядом с хозяйственными постройками.

И мало кто знает, что недалеко от памятника Гоголю находится могила командира 35-й Гвардейской стрелковой дивизии гвардии генерал-майора Глазкова, погибшего в 1942 году в Сталинграде. До сих пор по городу разбросаны могилы защитников города. Хорошо, если они находятся в приличном состоянии, что затруднительно в настоящее время. Забыто хорошее начинание - по передней линии обороны устанавливать башни танков. В центре города стоит только одна. А ведь это и есть патриотическое воспитание. Не могилы в центре жилых кварталов, а вот такая «линия жизни» будет иметь большее эмоциональное воздействие. В Волгограде наметилось необычное явление: стали появляться памятники «для души» - Ангел, Бегемотик, влюблённые... И это хорошо! Они пользуются успехом у жителей города. Но хотели как лучше, а получилось как всегда! То место выбрано неудачно, то памятник не вписывается в окружение, то исполнение хромает... Ангел-хранитель Волгограда в Ворошиловском районе стоит явно не на своем месте. Во-первых, сквер давно называется именем Саши Филиппова и имеет памятник этому герою. Во-вторых, нехорошо, когда два памятника стоят на одной композиционной оси сквера буквально в двух шагах друг от друга. Хотя как идея Ангел-хранитель имеет право на существование. Ему только надо найти соответствующее место. И если это Ангел-хранитель города, то место ему желательно (а может, и обязательно) в центре. А сейчас он больше ассоциируется с районом (так и говорят - Ангел около Ворошиловской торгушки). Скорее всего, ему место в скверике около драмтеатра, там сейчас расположен Фонтан влюблённых - в географическом центре города, рядом с главной площадью. В этом случае Ангел-хранитель мог стать одним из городских атрибутов центра Волгограда. К тому же это место чаще посещают гости нашего города, чем сквер у торгушки.

Но в этом скверике стоит Фонтан влюблённых. Там давно разрушался заброшенный фонтан. И вот сделали доброе дело! Фонтан отреставрировали, благоустроили прилегающую территорию, а в центре фонтана водрузили скульптурную композицию. Но масштаб скульптур оказался маловат. Они скорее всего предназначались для установки в интерьере. Да и благоустройство вокруг фонтана не до конца продумано. Мало скамеек, освещение скудное, поэтому здесь не очень уютно. И сам фонтан не доставляет эстетического наслаждения. Система водоподачи не настроена, поэтому струи бьют разной силы и высоты! В итоге - хорошее дело было смазано некачественным исполнением. Не так давно перед зданием драмтеатра поставили памятник Александру Невскому. Не всем ясно, какое отношение имеет князь Александр Невский к нам, ведь он жил за 300 лет до основания города. Да, он был в наших местах во время поездки в ставку Золотой Орды. Но это слабое обоснование! Некоторые считают Александра Невского, причисленного православной церковью к лику святых, заступником города. Но тогда надо было найти более достойное место. А сейчас Невский приютился на площади, несоизмеримый с размерами открытого пространства. Он кажется маленьким рядом со зданиями театра и гостиницы. Да и расположен он в центре круговой транспортной развязки, поэтому к нему невозможно подойти. Одно хорошо получилось - разгрузился аварийно-опасный перекрёсток. Но для этого не обязательно возводить памятник, есть и другие способы. Волгоград богат на памятники Великой Отечественной войне, и это не удивительно. Удивительно другое. Кто, например, додумался разместить мемориальный комплекс погибшим защитникам города рядом с торгово-развлекательным комплексом «Диамант на Тракторном»? Воистину: от трагичного до смешного - один шаг...

Но и другим памятникам повезло не больше. Обидно за памятник Чуйкову, который расположился недалеко от музея-панорамы на верхней террасе набережной Волги. Монумент не малых размеров зажат на тесном для него бульваре. К нему нет подхода, его ниоткуда не видно. Памятнику маршалу Жукову тоже не очень повезло. Небольшая скульптура сиротливо смотрится на пересечении проспекта им. Маршала Жукова и ул. Хорошева. И место неудачное, и масштаб не соответствует ни месту, ни значимости личности маршала. Людям нравится, что вокруг памятников создаётся благоустроенное пространство - брусчатка, скамейки, озеленение, освещение... Людей притягивает чистота и красота. Люди хотят жить красиво! И желательно, чтобы благоустройство было сделано качественно. Как за рубежом. В последнее время в центре города активно ведётся благоустройство. Но, создавая одно, мы разрушаем другое! Кто наконец ответит - куда подевалась ограда с проспекта Ленина? Кому она мешала? Эта ограда была одним из украшений центра города. Она была чем-то сродни с решёткой Летнего сада в Ленинграде. Размещение памятников в Волгограде ведётся без общественного обсуждения, без профессиональной критики. Не работает градостроительный совет при главном архитекторе города, на котором можно было бы обсуждать застройку градостроительно значимых узлов города, включая и размещение монументальной скульптуры. В развитие генплана города сейчас принимаются «Правила застройки...», но в них очень схематично обозначен «исторический центр города». И самое главное - нет рычагов влияния на застройку. Эти рычаги должны включать в себя определённую процедуру обсуждения, согласования и утверждения проектов зданий и сооружений, включая и памятники. Памятники - важный градостроительный элемент. Это своего рода нервные узлы города. Необходима программа размещения памятников в городе. Необходимо всесторонне проанализировать существующие памятники, рассмотреть возможные места размещения новых. И всё это надо делать с обязательным привлечением общественности, профессионалов, всех заинтересованных организаций. Только общими усилиями возможно постараться свести ошибки к минимуму.

Александр АНТОНЕНКО, архитектор