Музыка на ужин

Живая музыка для ресторана и кабака - это неотъемлемая часть меню. Переливы шансонье, надрыв кабацких песен, звуки рояля или гитарный перебор - всё это важная составляющая ресторанной атмосферы, обеспечивающая заведению популярность или, напротив, нелюбовь публики. Сегодня живая музыка в таких заведениях - тщательно поддерживаемая традиция.

Артист как блюдо

В то время, как ночные клубы потчуют посетителей оглушающими композициями в стиле R&B, House и Electro, в ресторане «Мольер» вечерами звучит классика в исполнении музыкантов проекта «Солисты Волгограда» под руководством Александра Сиваева. Ресторан «Волгоград» предлагает публике программу по заказу: песни разных стилей и разных лет в исполнении штатных музыкантов и под фонограммы оригиналов. В баре «Newspub» каждый вечер звучат кавер-версии хитов зарубежных и отечественных рокеров в живом исполнении группы «Акустика». Музыкальное меню «Bar&Grill» включает джазовую и блюзовую программы от известных в городе вокалистов. Каждый владелец ресторана или бара старается предложить публике что-то особенное. При этом рестораторы, посетители и артисты сходятся в одном: музыка в их заведениях должна представлять грамотно подобранный, ненавязчивый фон для отдыха почтенной публики. Что именно будет звучать в ресторане, определяет общий дух заведения и контингент его посетителей. Если люди приходят поужинать, насладиться уютной атмосферой и общением с друзьями или провести деловую встречу с коллегами, музыка никак не должна заглушать беседу и мешать отдыху. Потому что иначе посетители начинают предлагать метрдотелю: а можно заплатить музыкантам, чтобы они помолчали?

- Артист в ресторане - это как блюдо, которое должно быть правильно приготовлено и правильно подано, иначе оно будет невкусным, и всем будет некомфортно, - считает клубный промоутер Алексей Марченков. - Но в первую очередь важно не идти на поводу у моды, а понять, нужна ли вообще музыка в данном заведении. Если нужна, то какая и в чьём исполнении: шансонье, ди-джея или хрупкой барышни, играющей на рояле или скрипке. Ведь музыка должна вызывать у людей правильные ассоциации с заведением и его духом.

Завлечь любой ценой

Музыка - это возможность привлечь дополнительных посетителей, предлагая им не только и не столько ассортимент блюд, сколько культурно-развлекательную программу. Для некоторых ресторанов она даже становится визитной карточкой, как, например, для бара «Newspub». Заявленный формат «ресторан&танцы» предполагает живые выступления собственной группы в стиле рок, джаз, ритм-соул и танцевальную музыку после 10 вечера. «Наша публика - это те, кому за 30, а большинство из них были воспитаны на рок-музыке, - рассказал ресторатор Эдуард Панин. - Эта культура представляется более живой, чем любая другая, например, поп или электронная, изначально предполагает живое звучание инструментов». Исходя из этого, составляется репертуар акустической группы - кавер-версии произведений звёзд мирового рока - «Pink Floyd», «Rolling Stones», «The Doors», «Depeche Mode», «Deep Purple», «Queen», «Uriah Heep», Криса Ри и отечественных монстров - Гребенщикова, «Машины времени». Для любителей джаза звучат композиции Дайаны Кролл и соул-джаз Шаде, а в планах заведения - проведение джазовых вечеров.

На свой манер прививают любовь к музыке в ресторанах группы компаний «Столия»: в каждом заведении свой фон. Так, в «Bar&Grill» четыре дня в неделю звучит инструментальный и вокальный джаз, рок-н-ролл и рок-энд-блюз в исполнении группы «Фонограф». В остальные дни - джаз в записи. В ресторане «Волгоград» раз в неделю организовывают дни «латино»: музыку этого направления играет ансамбль «Амигос». В другие дни выбор музыкального сопровождения остаётся за штатными певцами и ди-джеями: в зависимости от публики в зале, они предлагают наиболее уместное музыкальное оформление. «Мы изучаем вкусы и предпочтения наших посетителей уже в течение нескольких лет на новогодних и корпоративных вечеринках, праздничных торжествах, проводимых в нашем ресторане, - рассказала менеджер шоу-программ ресторанного комплекса «Волгоград» Светлана Меркушова.

- Опираясь на результаты своих наблюдений, вынашиваем новые творческие идеи, которыми могли бы порадовать и удивить клиентов». В основном в стенах ресторана «Волгоград» звучит отечественная и зарубежная поп-музыка, популярная в период с 50-х годов прошлого века до наших дней. Также в последнее время внимание и любовь публики возвращают себе русские народные песни. Широкий спектр музыкальных предпочтений клиентов обеспечивает спрос на разножанровых музыкантов, способных исполнить партии Энрико Карузо, русскую попсу и русский же фольклор.

Пытка музыкой

Кстати, по мнению музыкантов, большинство волгоградских заведений по техническим параметрам вообще не подходят для исполнения живой музыки. В зданиях, где они расположены, часто плохая акустика, нет поглотителей звука, неправильно подобраны материалы для стен, полов и потолков. Далеко не везде есть сцена, в результате артисты вынуждены ютиться на стульчике возле барной стойки или на пятачке у входа. Но главная проблема плохое, часто устаревшее музыкальное оборудование: долгие годы аппаратуру никто не меняет и не чинит, вероятно, из соображений экономии.

Последствия работы с плохой аппарату рой зачастую самые плачевные. Из-за громкого фона посетители перестают слышать своих собеседников. А если приглушить музыку, то музыкант перестает слышать свой голос и аккомпанемент. Выступление превращается в пытку и для исполнителей, и для публики. Проблема качества музыкального оформления приобретает другой оттенок, когда оно оказывается плохо продуманным. Экономя на живых музыкантах, способных украсить своим выступлением вечер в кафе, директора приглашают ди-джеев, чья работа обходится дешевле. Тогда в маленьком кафе вместо спокойного лёгкого фона звучат оглушающие танцевальные миксы. «Такие примеры сразу вызывают сомнение в профессионализме музыкантов», - считает Светлана Меркушова.

Примеры неудачно выбранного фона можно наблюдать в кофейнях «Крем-кафе» в ТРК «Пирамида», «КофеНэро» на Аллее Героев. А вот для баров «Техас» и «Белая лошадь» громкая музыка самая подходящая. Это отличные площадки для выступления рокеров, чьи гитарные соло и оглушающие барабанные дроби гармонично смешиваются с сигаретным дымом, пивом и живым общением любителей этого музыкального направления.

Работать, но не зарабатывать

- Творчество живых музыкантов стоит больших денег, - рассказала вокалистка Евгения Синицкая. - Это объясняется большими затратами на профессиональную запись аккомпанемента (на студии это стоит 7-12 тыс. рублей), поиск хорошей минусовки, которую можно найти только на платных интернет-сайтах, написание собственных песен, изготовление сценических костюмов.

С учётом всех расходов минимальная программа живого музыканта - 2 выхода по три трека - выливается в 40-70 тыс. рублей. Но в действительности в Волгограде вокалист хорошего уровня получает 1,5-5 тыс. рублей за выход. Причём 5 тыс. - это потолок, их платят группам на троих-четверых человек. Например, клуб «Пиранья» платит 1,5 тыс. рублей за выход артиста, ресторан «Мольер» - 1 тыс. рублей за 2,5-часовое выступление. Для музыкантов это копеечная зарплата, которая превращает их работу в подработку.

- К тому же несчастье волгоградских артистов - в отсутствии профессиональных продюсеров, - считает Евгения Синицкая. - Исполнители сами себя продвигают, предлагая свои услуги, оговаривая все нюансы работы, а зачастую сами готовят звук и организуют собственное выступление. Если продюсер - человек, зарабатывающий на артисте, - берёт на себя заботы по организации его концертов, то цена второго возрастает как минимум вдвое, а платить такие деньги волгоградские рестораторы не готовы. Как не готовы - за редким исключением - принимать у себя приезжих исполнителей. В соседних городах - Ростове, Самаре, Краснодаре - расценки на живые выступления музыкантов и танцоров в разы выше, чем в нашем городе. Если организовать развлекательную программу на один вечер в Волгограде стоит, к примеру, 30 тыс. рублей, то в других городах эта программа обойдётся в 300 тыс. Это связано с уровнем культуры и обеспеченности населения. Нельзя сказать, что в Волгограде нет богатых людей, но они предпочитают смотреть выступление эстрадной звезды в концертном зале, заплатив за билет 8-10 тыс., чем платить 50 тыс., чтобы её пригласили спеть в ресторане на 100 мест. Впрочем, некоторые всё же приглашают звёзд на собственные закрытые торжества.

Смешение стилей в угоду публике

Публика в Волгограде разнообразна, и владельцы развлекательных и питейных заведений стремятся удовлетворить желания каждого. Например, в Москве считается логичным ужин в ресторане, а уж потом танцы в предназначенном именно для этого ночном клубе. В Волгограде же заведения предлагают сначала лёгкий рок, джаз и блюз - для души и аппетита, а с приближением ночи - танцевальные миксы для публики, которая созрела потанцевать. По мнению клубного промоутера Алексея Марченкова, есть в ночном клубе и танцевать в ресторане - ненормально. «Это площадки совершенно разного назначения и формата, - говорит А. Марченков. - А рестораторы, которые пытаются их совместить, просто ломают формат, чтобы удержать клиента. Впрочем, этого правила не выдерживают и ночные клубы, предлагающие клиентам ресторанную кухню».

Отдельным вопросом стоит музыка на заказ. Некоторые музыканты считают её пережитком советских времен, когда ресторанная культура ещё не была сформирована, музыкантам за работу платили три копейки и предлагали зарабатывать на разводе клиентов. «Это равносильно тому, чтобы прийти в дорогой ресторан и потребовать шашлык на мангале, - сравнивает А. Марченков. - Для музыки на заказ существуют караоке-клубы, где можно послушать и спеть свои любимые песни».

Анастасия КУВШИНОВА