Что мешает развитию стояночного бизнеса

Количество автомобилей в Волгограде в три раза больше, чем мест для них на официальных стоянках. На начало 2007 года на учете в ГИБДД состояли 633 тыс. автомобилей. И чуть более 250 тыс. специально оборудованных машиномест. Волгоградские машины ночуют, где придется, во дворах жилых домов, на паркингах близ частных офисов и госучреждений, да и просто на улицах. Помимо конфликтов между соседями в борьбе за место, наилучшим образом видное из квартирного окна, это еще недобор потенциальных доходов в городской бюджет и рост числа угоняемых автомобилей.

У парадного подъезда

По информации департамента потребительского рынка администрации Волгограда, сегодня в городе действуют 159 официальных автостоянок общей площадью более 485 тыс. квадратных метров. В Краснооктябрьском районе расположено 23 платные стоянки, в Тракторозаводском 22, а самый большой выбор имеют жители Дзержинского района, в котором их 27. Средняя цена на разовую постановку автомобиля варьируется от 30 до 50 рублей в зависимости от местоположения и благоустроенности стоянки. Можно заключить договор на месяц. К примеру, в Краснооктябрьском районе эта услуга обойдется в 1000 рублей, что в пересчете на посуточную оплату выявляет приятную экономию чуть больше 30 рублей в сутки. Эти и другие моменты подробно прописаны в Правилах оказания услуг автостоянок, утвержденных Правительством РФ в соответствии с законом «О защите прав потребителей». В этом документе содержатся подробные рекомендации по организации работы, перечислены документы и договора, обязательные к заполнению. Правила призваны облегчить и упорядочить работу, предоставить потребителю определенные гарантии.

Стояночный бизнес постепенно развивается, но не совсем гладко. Основной вопрос, возникающий в связи с открытием новых автостоянок, их месторасположение. Автовладельцы желают, чтобы машина стояла как можно ближе к дому. Предприниматели идут им навстречу и стараются приспособить под свой бизнес любой участок земли. И если бы не администрация города, вырастали бы они, как грибы, вместо детских площадок и под окнами домов. Но именно горадминистрация определяет место и выдает разрешение на такое строительство. Можно наблюдать и обратный эффект, когда под строительство жилых домов власти выделяют участки, расположенные в непосредственной близости от уже действующей автостоянки. Будущие жильцы (если, конечно, они не родители малолетних детей) в большинстве своем рады такому соседству, опять же из-за удобства хранения автомобиля. Но инстанции выносят свой приговор: «Не положено, снести». Тогда предпринимателям приходится тесниться и начинать все заново. Другая проблема уровень предоставляемого здесь сервиса. Нельзя сказать, что городские стоянки пребывают в отличном состоянии и предлагают современные комфортабельные условия хранения автомобилей. Нередко они представляют собой заасфальтированный, огороженный забором и освещенный участок земли. Такие «удобства» отражаются в первую очередь на потребителе, ведь встает вопрос о сохранности оставленного здесь автомобиля. Более предприимчивые хозяева воздвигают заборы, строят навесы, устанавливают камеры слежения, а рядом открывают мастерские автосервиса и автомойки. И все же до действительно современного сервиса нам пока далеко.

Гадание на газе и воде

По-своему проблемы и преимущества стояночного бизнеса видят предприниматели. «Бизнес этот вполне предсказуемый, он не предполагает неожиданных обвалов или простоев, как на производстве, говорит владелец стоянки в Дзержинском районе. Но большое количество сборов и платежей зачастую просто душат его». К примеру, налог на вмененный доход в расчете на один квадратный метр стояночной земли составляет 50 рублей. В сумме с другими обязательными платежами стоянка в тысячу квадратных метров обойдется предпринимателю в 100 тыс. рублей. Для некоторых предпринимателей это неподъемная сумма. Два года назад правила налогообложения стоянок могли меняться несколько раз в течение года: принимались новые налоги, увеличивались ставки. В настоящее время этот вопрос решен, правила игры зафиксировались и не меняются. Зато добавляют проблем поставщики энерго- и газоснабжения. «Волгоградрегионгаз» монополисты на местном рынке выставляют практически неприемлемые требования. Но спорить с ними бессмысленно: идти-то больше некуда. Так, заявка на расход газа подается на год вперед. То есть, если трезво рассудить, предприниматель должен уметь предсказывать погоду и температуру на будущую зиму, чтобы установить себе же лимит потребления газа. (Это касается предпринимателей, имеющих помимо стоянки еще и сопутствующие автобизнесы, предусматривающие значительный расход газа). В случае перерасхода бизнесмену светит штраф, втрое превышающий первоначальную сумму. А если не добрал до оговоренного объема, то есть сэкономил, снабженцы доберут сами. Аналогично обстоят дела с электроэнергией. Опломбированные счетчики, установленные на стоянках, энергетики в расчет не берут и в убытке не остаются. Свои требования выдвигают и органы санэпиднадзора и охраны окружающей среды. Например, помимо проектов на вывоз и утилизацию бытовых отходов, они требуют проект на их формирование, грубо говоря, на сбор мусора. А одно из последних новшеств предложение хозяевам автостоянок заплатить налог на вредные выбросы в атмосферу. «Но позвольте, я всего лишь оказываю услуги по их хранению автотранспортных средств, почему я должен платить?» резонно воскликнет бизнесмен. А, правда, почему? Ведь машины, которые стоят во дворах и ездят по дорогам, производят не меньше выбросов. Так почему бы не платить самим владельцам? Такие меры кажутся как минимум странными. В результате затратная часть для автостоянок, включая налоги, плату за аренду земли, коммунальные платежи, зарплату сотрудникам, расходы на ремонт и облагораживание близлежащей территории, составляет порядка 75% дохода. «Чистыми» остаются примерно 25%, половину из которых грамотный предприниматель оставляет на развитие своего бизнеса. «Все имеет свойство выходить из строя, а значит, требует обновления, говорит эксперт «ДП». К тому же развитие дела предполагает внедрение новых технологий, приобретение современного оборудования. На это требуются немалые деньги, но если их не вложить сегодня, завтра бизнес умрет». Еще сложнее дела обстоят с временными стоянками. «В нашем договоре с арендодателями прописана обязанность ликвидировать стоянку по первому требованию, рассказывает исполнительный директор платной автостоянки на 7-й Гвардейской Владимир Азаров. Скоро на этом месте будут строить дорогу и очередной торговый центр, а значит, бизнес придется сворачивать». Действительно, окапываться и благоустраиваться на временном месте нет никакого смысла, а развиваться, по сути, некуда.

Под землю и в обход

Перспективы развития рынка автостоянок однозначно есть. По данным департамента потребительского рынка, в Волгограде нет ни одной крытой стоянки. Город только начинает приобретать опыт строительства подземных гаражей, в то время как в других регионах стояночный бизнес растет не вширь, а в прямом смысле вглубь: открываются подземные, многоуровневые, крытые, отапливаемые автостоянки, оборудованные по последнему слову техники. Но нельзя сказать, чтобы предприниматели проявляли к этим перспективам большой интерес. «Многоэтажные и подземные парковки, как правило, входят в состав проекта строительства жилья и в дальнейшем передаются в собственность ТСЖ. А заявок на строительство самостоятельных стоянок, самых обычных, поступает всего 2-3 в год, поделился начальник отдела инженерно-технического обеспечения строительной деятельности комитета инвестиционной политики и строительных программ администрации Волгограда Юрий Корольков. Все дело в сложности получения разрешения на строительство. Одно дело, если земля, находящаяся в муниципальной собственности, на настоящий момент никак не используется, и администрация не против размещения на ней автостоянки. Капитальное строительство на этих местах изначально запрещено, ведь через несколько лет здесь может быть расположен трубопровод, газопровод, водопровод или любой другой объект. А значит, по первому требованию предприниматели обязаны ее освободить. И совсем другое дело, если бизнесмен желает разместить здесь объект капитального строительства, которое в дальнейшем невозможно демонтировать. Получить разрешение на такое строительство совсем непросто, а тем более в тех местах, которые чаще всего хотят предприниматели, поближе к домам, к цивилизации». Бизнесмены нередко пытаются действовать обходным путем: сначала оформляются на размещение, строят, а потом пытаются оформить «насиженную» землю в собственность. Но это в любом случае исключено: городская земля, не предназначенная под такие застройки, не продается. И все же попытки перенять полезны й опыт по возведению современных парковок уже сделаны: работает многоуровневая стоянка в ТРЦ «Пирамида» Центрального района, напротив Ворошиловского торгового центра ведется строительство многоуровневой парковки, окончание которого планируется в 2008 году. Несколько проектов многоярусных подземных парковок планируются к реализации в Центральном районе города.

Анастасия КУВШИНОВА