В глубину России

В числе других специалистов на майских слушаниях Общественной палаты РФ (ОПРФ) по проблемам местного самоуправления в Урюпинске побывал председатель комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Вячеслав Глазычев один из самых известных экспертов по «малой России». Его книга «Глубинная Россия» произвела фурор в экспертном сообществе: такого глубокого знания страны давно уже никто не обнаруживал. «Деловому Поволжью» Вячеслав ГЛАЗЫЧЕВ рассказал, чего не хватает России для развития.

Вячеслав Леонидович, конечной целью встречи «малой» и «большой» России в Урюпинске было откорректировать законы?

Когда мы говорим о необходимых корректировках законопроектов, это не только ради того, чтобы увидели очевидные ошибки. Они уже очевидны. Например, мы воевали с Госдумой по Водному кодексу, начали войну по Лесному и по закону о недрах. Но наша главная задача получить максимум информации от людей на местах, так как у местной власти не всегда есть возможность работать с экспертами из Москвы. Необходимо вводить новые типы предложений, которые действительно открыли бы путь для решения кажущихся проблем.

Если говорить о проблемах реформирования местного самоуправления, какую бы проблему вы поставили на первое место?

В реформе первое, второе, третье места люди, законодательная база, деньги. Что на первом месте? Несовершенные законы, конечно, могут серьезно мешать, хотя, надо признать, выстраивание законодательного поля, хотя и трудно, но происходит. Деньги? Деньги есть под проекты. Но проекты могут сделать только люди. Один из трех малых городов России обречен на вымирание. На него не денег не хватит на него просто не хватит людей. Нужны знания, нужен опыт, нужно умение рисковать вот таких людей.

В одном из интервью вы сказали, что в России недооценивают темпы провинциальной эмансипации. То есть она все-таки есть?

Я на уровне малых городов и районов констатирую появление людей очень образованных, повидавших мир, незакомплексованных, с колоссальной энергией не просто к выживанию, а к самоутверждению. Это конструктивная сила. Нужно помочь им например, лизингом, квалифицированной экспертной поддержкой.

Может ли оказать такую поддержку Общественная палата России?

Думаю, что наша задача давить на исполнительную власть, а не только на законодательную. Большинство федеральных чиновников не видят страну и не хотят видеть.

Может, проблема в том, что страна у нас большая, и при глобальных переменах таких, как реформа местного самоуправления все предусмотреть просто невозможно? Что делать?

Есть вещи, в которых необходимы единые правила. А есть вещи, в которых должна быть больше просторность, то есть давать внимание региональным особенностям, и внутри этого должна быть еще просторность субрегиональная. А последняя у нас вообще не учитывается, потому что, кроме районов, поселений и городских округов, есть агрообразования, каждая крупная территория делится на них. Все это делилось вне зависимости от того, как менялись границы. И эти субрегиональные земли существуют. Сегодня нет горизонта, который бы работал кооперативными усилиями по горизонту этих муниципальных образований, принадлежащих к одной и той же среде.

То есть вы полагаете, что помимо управления вертикального, России сегодня необходимо еще управление горизонтальное чтобы на этом уровне происходила координация?

Но есть губернские начальники, которые ревниво относятся ко всякой горизонтальной кооперации. Наша задача пройтись по слабым местам непроработанных законопроектов. Такие места есть всегда, и они очень опасны. Например, проекты новых кодексов, о которых я говорил, закон 131 и всякие дополнения к законодательству о местном самоуправлении могут выбить средний бизнес из колеи. Может быть дана большая воля «иноверному» капиталу. И второе, что нас волнует, это жилищная политика. Через месяц мы будем проводить слушания по этому вопросу. На самом деле, национальный проект «Доступное жилье» это еще не проект, а только эскиз программы, который необходимо дополнить содержанием.

Вы часто обращаетесь к защите малого и среднего бизнеса. Он, по-вашему, в ней нуждается?

Крупный сам может за себя постоять. Отчасти я вижу проблему монополизма поэтому другим секторам бизнеса нужно лоббирование. А отчасти такое внимание потому, что оживление экономики могут давать в совокупности эти два горизонта один суперкрупный, добывающий. А вот если второго горизонта бизнеса нет, то вся страна хромает и перекошена. В среднем и малом бизнесе не только социальная функция, создание огромного рынка труда, но и огромный шанс на цивилизацию. Да, крупные корпорации тоже цивилизация, распространение цивилизационного стандарта идет сетевым образом, конечно. Но нам важно продвижение цивилизации и внесетевым образом. А у нас такого нет, чтобы средний и крупный бизнес опирался на выносной.

Слушания Общественной палаты РФ, подобные тому, что были проведены в Урюпинске, усилия экспертного сообщества в целом могут приносить сегодня в России конкретный результат?

Мы выдаем экспертные оценки на самый верх. Что-то доходит, а что-то выравнивается. Сейчас мы выбираем для коррекции самые жестокие ошибки, а их полно, и специалисты давно над этим работают. А функция экспертов Общественной палаты что-то добавить, аккумулировать. И главное иметь шанс доносить это на тот самый верх, минуя всю вертикаль согласований.

Вячеслав Леонидович Глазычев профессор Московского архитектурного института. Доктор искусствоведения (культурология). Советник по вопросам культуры полпреда президента в ПФО С. Кириенко. Соведущий телевизионной программы «Реальная политика». Будучи секретарем Союза архитекторов СССР, инициировал работу над законом об основах местного самоуправления. Был председателем оргкомитета общества «Мемориал». В 1991 г. организовал ООО «Академия городской среды», выполнившее ряд программ развития для микрорайонов Москвы, а также многих городов России от Мышкина до Тольятти. Академия городской среды трижды выигрывала конкурс на получение проектно-исследовательских грантов по программам Европейского сообщества. В 1994 и 1997 гг. участник международной экспертной группы по анализу кризиса муниципального хозяйства г. Вашингтона. С 2004 г. научный руководитель Центра стратегических исследований ПФО. С марта 2005 года президент Национальной академии дизайна. С сентября 2005 года входит в состав Общественной палаты РФ. Признанный специалист по организации и развитию городской среды, истории и теории проектирования. Автор книг и статей по городской экологии и архитектуре, социальным проблемам крупных городов, дизайну и образовательной политике. Известность и признание получили его книги «Городская среда: технология развития» и «Глубинная Россия: 2000-2002», «О нашем жилище», «Лицо города», «Энциклопедия архитектуры».

Елена Серенко