Музей-диссидент предлагает заняться ребрэндингом

На днях были подведены итоги очередного конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», ежегодно проводимого благотворительным фондом Владимира Потанина. Один из самых крупных грантов - 630 тыс. рублей - достался Волгоградскому музею изобразительных искусств, представившему проект «Музей в твоей жизни». В рамках проекта как минимум 250 респондентов поделятся своими воспоминаниями на музейную тему.

Это не первая победа волгоградских музейщиков, но впервые их работа станет методологической основой для масштабного исследования, которое сможет провести у себя любой российский музей, не смирившийся с потерей интереса к его деятельности.

- Семь лет назад я попал в музей изобразительных искусств, и моё внимание привлекла картина, краски на которой были по-особенному рельефными, - вспоминает один из авторов проекта, исполнительный директор Центра развития культурных инициатив «ИнТерра» Фёдор Ермолов. - Я дотронулся до картины, и тут же за спиной появился смотритель. Было стыдно, но проснулось любопытство. И недавно, будучи в этом же музее, я подумал - а что связывает с ним других людей, какие воспоминания им дороги, как можно это использовать для повышения интереса?

Проект родился из опроса волгоградцев разных возрастов и социального положения. Для кого-то музей стал символом привыкания к новому месту жительства, кому-то удалось с его помощью сохранить себя в искусстве, находясь в опале у официальных профессиональных кругов. Именно Волгоградский музей изобразительных искусств стал местом проведения одной из церемоний традиционного конкурса «Волгобрэнд», проводимого «ДП», - и это тоже занесено в его актив.

- Мы попали в основной тренд музейной жизни, - уверена заместитель директора Волгоградского музея изобразительных искусств Татьяна Гафар. - При простоте и человечности нашего проекта он работает на разные целевые аудитории. Во-первых, разработанную нами методику опросов сможет применить любой музей, чтобы лучше понять, как он должен развиваться. Во-вторых, планируется проведение специальной выставки «Музей в твоей жизни», где можно будет увидеть как экспонаты, наиболее запомнившиеся волгоградцам, так и портреты наших современников, участников опроса. Мы издадим «Буклет воспоминаний» - о том, каким видят или хотели бы видеть музей его посетители.

Проект можно назвать маркетинговым пособием по музейному ребрэндингу: даже если региональный музей имеет брэнд, современные условия требуют либо наполнить это имя новым смыслом и содержанием, либо самому стать историей. Для таких перемен нужна смелость, но Волгоградскому музею изобразительных искусств, названному в профессиональных кругах «музеем-диссидентом», её не занимать.