Квартира с автопилотом

Яхта отличается от лодки, катера и всего остального только назначением: это судно для приятного времяпрепровождения, но ни в коем случае - не для дела. Тратить на свои радости большие деньги российский бомонд уже научился, а вот рассказывать на страницах газеты о том, во что этот кайф обходится, согласны только на условиях анонимности.

Итак, по мнению яхтсмена со стажем, волгоградские любители этого вида отдыха делятся на три категории. Одним важно, «чтоб была» - у них яхта используется редко, в лучшем случае для прогулок до ГЭС и обратно. Но таких мало. Другие катаются с семьёй, с друзьями - довольно часто, но недалеко. Третья группа - те, кто путешествуют на яхтах хотя бы до Астрахани, Саратова и Самары. Но таких тоже мало, и не только потому, что долго и дорого: полное отсутствие прибрежной инфраструктуры делает путешествие слишком хлопотным. Нет причалов, где можно подключиться к электросети, негде заправиться водой и топливом, поэтому вслед за путешествующей яхтой по берегу идёт газелька с канистрами. К тому же руководство шлюзов с большим высокомерием относится к частным судовладельцам, и потому, чтобы пройти шлюзы, часто приходится пристраиваться к какой-нибудь барже. А чтобы дойти, например, до Калача, надо преодолеть десяток шлюзов. И путь до Волжского занимает от одного до шести часов. Поэтому яхты и катаются там, где живут, - или по ту сторону плотины, или по эту.

Хорошая яхта длиной 11 метров - это 44 кв. м площади, как однокомнатная квартира со всеми удобствами: полностью оснащённая кухня, холодильник, кондиционер и обогрев, душ (а то и джакузи), естественно - туалет. У дорогих яхт есть автономный электрогенератор. В общем, такая квартира может находиться полностью в автономном плавании до 3-х суток. Цены на такие суда начинаются от 1 млн рублей за метр. То есть 10-метровая яхта - 10 млн. Плюс ещё на столько же - дооснастка: отделка ценным деревом и кожей, генератор, спутниковая тарелка и аудиовидеотехника. Самое дорогое из этого набора - системы навигации, плюс обязательный автопилот, который, впрочем, при хождении по реке включить не удается, разве только в открытом море, до которого большинство наших яхт не доходит, - но иметь автопилот считается обязательным.

Зимнее хранение обходится владельцу яхты в 40-60 тыс. руб., летняя (с мая по октябрь) аренда причала - 90-120 тыс. Спуск и подъём на берег - 10-20 тыс. В общем, если на яхте размером до 10 м выходить хотя бы пару раз в месяц, в год нужно положить на неё около 400 тыс. руб. А если яхта больше и выходить на ней чаще, то и до 1 млн. Ведь на такое судно уже нужна команда: оно напичкано электроникой, управлять им довольно сложно, значит, нужен профессиональный капитан. И хорошо бы ещё иметь матроса или, что чаще, «матроску» - чтобы и прибрать, и поесть приготовить было кому. Яхт размером от 7 до 11 метров у нас где-то за сотню. По выходным на воде можно устраивать совещания гор- и обладминистраций. Бывшие сотрудники мэрии просто очень любят воду. Яхт размером более 11 м, конечно, меньше, но есть: у Юрия Гладченко, Юрия Чехова, Евгения Ремезова, Руслана Шарифова (он держит её то в Чёрном, то в Средиземном море), Владимира Соболева, Игоря Сафонова, Романа Созарукова, Евгения Ищенко (правда, её, говорят, отогнали в Москву). Некоторые скромничают: оформляют яхты не на себя, а на фирму. Есть яхты у многих крупных компаний - «ЛУКОЙЛа», «Трансгаза» и т.д.

Рынок набирает силу, но пока на этот рост уверенно реагирует только неформальный сервис. Вслед за специальностью «плечевые» у проституток появилась новая специальность - «яхтенные», они караулят яхты и их владельцев у причалов, активно и настойчиво предлагая свои услуги. Ведь здесь на сегодня самые платёжеспособные клиенты.

Антон БОРЦОВ