ТОСы в финансовом потоке

На поощрение ТОСов победителей и участников областного конкурса «Лучшее территориальное общественное самоуправление 2006 года» из областного бюджета выделили 30 млн рублей. В ходе конкурса были премированы 600 ТОСов из 1700, действующих в Волгоградской области. ТОСы с деньгами становятся полноправными партнерами властных и коммерческих структур. В то же время им еще предстоит научиться юридически грамотно распоряжаться финансами и правильно оформлять эти операции.

Призовой фонд был перечислен из облбюджета в двухдневный срок со дня проведения церемонии награждения победителей, которая состоялась на первом съезде представителей местных сообществ 27 апреля. На совещании в областном управлении развития территорий 14 мая советник волгоградского губернатора по вопросам управления Сергей Дмитриев признался, что в обладминистрации сами не верили, что смогут отправить деньги так быстро. «Чтобы выслать вторую часть средств ТОСам, губернатор Николай Максюта даже ночью звонил главному финансисту области Александру Дорждееву», рассказал полпредам губернатора на совещании С. Дмитриев. Теперь волгоградские ТОСы работают в финансовом потоке, становятся состоятельными партнерами и могут диктовать свои условия. Например, инвестируя в ремонт сельского клуба, они могут заранее оговорить закрепление части помещений за собой. 10% полученных ТОСами средств будут направлены на поощрение председателей, еще 10% на призовые выплаты активу ТОСа по решению его общего собрания. Из оставшихся 80% средств ТОСы будут финансировать вопросы местного значения. В ходе распределения средств возникло два спорных момента по налогообложению. Первый вопрос, который волновал все ТОСы, надо ли платить единый социальный налог с части призовых средств, направляемых на выплаты председателю и членам ТОСа. На совещании было заявлено однозначно нет. В разъяснении С. Дмитриев ссылался на Налоговый кодекс РФ, который устанавливает уплату ЕСН в отношениях, возникших по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера. Деньги ТОСов иного назначения это призовые за победу в конкурсе. С них уплачивается только подоходный налог. В обл-администрации ждут официального решения областного управления Федеральной налоговой службы. А пока подкрепились письменным разъяснением от Камышинской межрайонной инспекции, которая также считает, что ЕСН в данном случае не начисляется. А вот освободить часть выплат от подоходного налога не получилось. Согласно Налоговому кодексу от обложения подоходным налогом освобождаются денежные призы и выигрыши в размере до 4 тыс. рублей в расчете на одного гражданина. Но по объективным причинам средства на выплату призовых сумм в облбюджете были проведены по другой, смежной статье. Поэтому, дабы избежать проблем с налоговой, ТОСам рекомендовано исчислять налог со всех выплат. ТОСы, зарегистрированные как юридические лица (200 из 1700), при распределении и расходовании средств имеют преимущества перед прочими, которые вынуждены будут проводить все операции с помощью местных администраций. С. Дмитриев считает, что финансовый поток активизирует ТОСы на регистрацию в качестве юрлиц. Многие из них пойдут на значимые для них расходы сейчас (регистрация обходится примерно в 12 тыс. рублей), чтобы не иметь проблем в будущем. Стартовавшая на съезде местных сообществ эстафета патриотических трудовых дел ТОСов региона также является элементом соревнования между ТОСами. Участие в эстафете носит заявочный характер самые яркие и значимые дела местного значения ТОСы могут выполнять под знаменем эстафеты, занося их в книгу славных и добрых дел. Как рассказали на совещании полпреды, члены ТОСов активно включились в подготовку к эстафете в том числе и потому, что знают победа в следующем конкурсе ТОСов-2007 зависит от участия в эстафете. Призовые деньги по итогам конкурса 2006 года получили также 70 городских и поселковых администраций. В их адрес было направлено 10 млн руб. по 30 тыс. руб. получили главы администраций, занявшие первое место, по 20 второе, по 10 третье. А победители, кроме денег, получили еще автомобили «УАЗ», ключи от которых им вручили прямо на съезде. В этом году в областном бюджете на поощрение активных ТОСов заложена вдвое большая сумма. На совещании шутили: «ТОСы теперь с деньгами прокуратура мимо не пройдет». «Она уже не прошла мимо, сообщил один из полпредов. Даниловская райпрокуратура опротестовала использование герба РФ на печати одного из поселений». «Будем менять печати», пообещал Сергей Дмитриев.

Новые повороты финансового потока

В 2007 году каждый волгоградский ТОС получил 100 тыс. рублей из облбюджета. Так региональные власти стимулировали становление гражданского общества в системе местного самоуправления. Это были серьезные деньги если учесть, что в одном поселении, бывало, работали 5-6 и более ТОСов. Однако в проекте областного бюджета на 2008-2010 годы суммы и механизм выплат этих денег претерпят некоторые изменения. По предложению областного комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства местные органы власти получат единый фонд стимулирования ТОСов и сами будут распределять его между ними. Региональные власти также вводят норму каждый ТОС не может получить в текущем году больше, чем в прошлом году израсходовал на решение вопросов местного значения и выплаты председателю и активу. Об этой «тревожной», как он выразился, новости сообщил полпредам губернатора на совещании 21 мая советник губернатора по вопросам управления Сергей Дмитриев. По его словам, финансисты при принятии решения руководствовались несколькими причинами. Во-первых, вся реформа МСУ направлена на повышение самостоятельности органов власти, которые в данном случае смогут поощрять более активные ТОСы. Во-вторых, сложившаяся практика приводила к тому, что ТОСы предпочитали не тратить деньги, а копить их на нерешенные проблемы. Новая норма призвана стимулировать ТОСы активней тратить деньги. Сергей Дмитриев и поддержавшие его полпреды считают, что еще год-два полномочия по распределению помощи между ТОСами следовало бы оставить на областном уровне. «А то будут на местах только любимчиков поддерживать». Однако и финансистов они понимают в условиях, когда бюджет верстается на три года вперед, нелогично менять модель распределения помощи год от года. Пока решили изучить, как ТОСы расходуют стимулирующий фонд, и вместе с финансистами искать компромиссное решение.