Реформа спального образования

Городищенский район Волгоградской области, который в этом году отмечает свое тридцатилетие, имеет уникальное экономико-географическое положение: расположен рядом с областным центром, пересечен автодорогами федерального значения и железнодорожными магистралями. Все это сформировало особенный, пригородный уклад экономики и создает району как неоспоримые преимущества, так и серьезные проблемы. С учетом местных особенностей проводится в Городищенском муниципальном районе и реформа местного самоуправления. В этом корреспондент «ДП» убедился, побывав в гостях у районного руководства.

Начни с устава

Уникальность района начинается с устава. Только здесь и еще в двух муниципальных образованиях области выбрана модель, когда в соответствии со 131-м законом представлены 2 высших должностных лица. Это глава муниципального района, который избирается из депутатов районной думы, и глава районной администрации. На первого возложено исполнение представительских функций и организация работы представительного органа районной думы. На второго исполнительно-распорядительные функции. Глава администрации избирается на конкурсной основе на заседании думы, сроком на 5 лет. Районная дума сформировалась по смешанному принципу: 10 депутатов выбраны по одномандатным округам и 10 по партийным спискам.

Хотя, как считает глава администрации Городищенского района Василий Санеев, такая система формирования районного заксобрания в условиях проведения административной реформы себя не оправдала.

- Выборы по партийным спискам хороши не ниже уровня субъекта федерации, а в районе мы все знаем друг друга, и депутату лучше отчитываться перед конкретными людьми, а не перед политической партией, говорит он.

Декрет о земле

Не секрет, что во многих муниципальных районах после принятия закона о местном самоуправлении отношения между главами районов и главами городских и сельских поселений складывались не совсем гладко. Одна из причин проблемы, связанные с разграничением власти и передачей земли и собственности в муниципалитеты. В. Санееву также пришлось столкнуться с амбициями новых глав муниципальных образований раньше назначаемых, а теперь избранных народом. «Я понял, что должно пройти определенное время и сосредоточился вместе со своими заместителями на разработке новой системы взаимоотношений между районом и главами местных поселений», выразил свою позицию В. Санеев. Землепользование и распоряжение имуществом самые острые для руководителей поселений проблемы. Согласно 2-й статье 53-го федерального закона, вступившего в силу 1 июля 2006 г., распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, передано муниципальным районам. В то же время главы поселенческих администраций, идя на выборы в 2005 году, полагали, что землей будет распоряжаться именно поселение. Но из-за изменений в законодательстве у них остались только полномочия, а право распоряжаться землей и имуществом получил район. Мы надеялись, что когда вступит в силу 53-й закон, то хотя бы на территории поселков землей будет распоряжаться муниципальное образование, сетует глава Орловского сельского поселения Николай Комяхов. Оказалось нет. По его словам, сельское поселение не имеет права распоряжаться землей ни под застройку, ни для выделения участка под магазинчик или рынок. Соответственно, упал и интерес бизнеса к поселению. За поселениями оставили право контролировать использование земли, но если землей не распоряжаешься, то как тогда осуществлять контроль за ней? Попадает в поле моего зрения организация, использующая землю, требую документ на правообладание землей, а они отвечают, что он находится на согласовании в районной администрации. Заканчивается 2-й квартал, а у нас еще не заключены договоры аренды. Дело в том, что сельские поселения не имеют права заключать такие договоры, а район, по словам Н. Комяхова, с этой задачей не справляется. Орловское сельское поселение за этот год до сих пор не получило ни единого рубля арендной платы.

Тише едешь дальше будешь

Главу администрации Городищенского городского поселения Татьяну Горбунову волнует проблема встроенных помещений в многоквартирных домах райцентра. Она считает, что встроенные помещения и хозяйственные подвалы должны находиться в ведении жильцов многоквартирных домов, ТОСов, но не муниципального района: - Мы пока не можем людям объяснить, почему аренду, получаемую от этих помещений, забирает район. А ведь порой объявляются и продажи этих помещений. По ее мнению, такое положение дел нужно подвергнуть критике, а в случае необходимости обратиться к губернатору, чтобы он обратил на это внимание. Василий Санеев считает, что передача полномочий должна проходить постепенно. И эта позиция оказалась верной. В ряде районов области представители различных ветвей власти, особенно муниципальных районов и райцентров, находятся в конфронтации, а в Городищенском административная реформа протекает в спокойной рабочей обстановке. Амбиции глав муниципальных образований взять все в свои руки В. Санеев оценивает положительно, но считает, что надо учитывать их неподкрепленность финансами, и чтобы не растерять имеющийся в районе хозяйственный потенциал следует воздерживаться от резких движений, особенно в сфере ЖКХ. Процессы передачи полномочий, имущества, жилого фонда должны быть растянуты по времени. Поэтому главе районной администрации приходится объяснять главам поселений, что передача полномочий по 131-му закону это, в первую очередь, передача обязанностей и ответственности. Руководителям, которые требовали: отдай жилье, дай возможность заниматься земельными отношениями, я говорил вы должны быть готовы взять на себя эти полномочия, обязанности и ответственность. Когда вы будете готовы приходите. Но по прошествии времени мы имели обратную реакцию: многие стали говорить, что брать имущество и ответственность на себя они не желают. Несмотря на многочисленные письма глав поселений по поводу того, что у них отбирают полномочия, принципы, заложенные в 53-м федеральном законе, по мнению В. Санеева, правильные: тот, кто принимает решения, не должен быть заинтересован в их конечных результатах: Я принимаю решения по тому или иному договору, а доходы от него идут в местное поселение. Важный принцип, который работает по всему миру в целях противодействия коррупции: тот, кто получает доходы (аренда, налог), не должен принимать на сей счет никаких решений. 53-й закон это предусматривает. Тем не менее я сделал шаг навстречу и все свои решения принимаю по согласованию с местными администрациями. Если бы 53-й закон не вышел, и все было отдано на уровень поселений, то в процессе реализации реформы местного самоуправления были бы многочисленные издержки.

Занимательная география

Как уже упоминалось, район имеет уникальные экономико-географические особенности: с трех сторон его охватывает Волгоград, а по территории района проходят три федеральные трассы. По этой причине к территории большой интерес проявляют бизнес-структуры. Валовая реализация районом продукции составляет примерно 2 млрд руб. в год, как в 4-5 средних районах области, взятых вместе. В настоящее время активно развиваются два инвестиционных направления: жилищное и промышленное строительство. В рамках развития АПК отведена земля в районе Самофаловского поселения под строительство свинокомплекса на 26 тыс. голов. Его реализует фирма «Топ-Агро». Проект строительства птицефабрики, развития капельного орошения и тепличного хозяйства осуществляет другая известная фирма «Русагропроект». 170 млн руб. инвестиций вкладываются в племптицесовхоз «Ерзовский». В результате 300 человек в поселке Ерзовка получат работу. Отметим, что в реализации инвестиционных проектов в Городищенском районе участвуют органы местного самоуправления: вместе с областью они обеспечивают создание инфраструктуры. Например, в Самофаловке, где строится свинокомплекс, реконструируется водопровод, строится хуторская дорога, решается вопрос, как восстановить детский садик. Завод ЖБИ-1 участвует в проведении работ по улучшению питьевой воды в Городище, ремонтирует и прокладывает водопроводные сети. Прорабатываются варианты размещения в районе логистических центров. И если в прошлом году в район было направлено 40 млн руб. инвестиций, то в этом предполагается 110 млн руб. Головная боль руководителей райцентра и района строительство в Городище торгового комплекса IKEА. Переговоры ведутся три года, подготовлена площадка, но дело так и не сдвинулось с места. Как рассказал «ДП» В. Санеев, на последних переговорах инвестора не устроила цена за подключение торгового комплекса к энергомощностям, которую выставило ОАО «Волгоградэнерго». По жилищному строительству в Городище разработан рабочий проект строительства микрорайона 8 площадью 130 тыс. кв. м. Это жилая многоэтажная застройка, возводимая в рамках реализации национального проекта «Доступное жилье». Застройщиком является ЖБИ-1. Эта же компания рассматривает предложения по строительству еще нескольких микрорайонов. Подготовлен участок площадью 60 га под малоэтажную застройку. Это будет небольшой поселок, отвечающий всем канонам категории «доступное жилье». Все инвестиционные решения администрация района старается согласовывать с областной администрацией, поскольку, заручившись ее поддержкой, можно действовать в рамках национальных проектов.

ТОСы для души и тела

- Собственное производство в поселке не развито, отмечает Татьяна Горбунова, зато Городище становится все более привлекательным как спальный район Волгограда и зона отдыха. В этом направлении мы как орган местного самоуправления и решили развивать его. В поселке нет фонтана, хорошего парка, и мы готовы поддержать предпринимателей, которые примут участие в их строительстве. Особое внимание в Городищенском районе уделяется работе с территориальными органами самоуправления (ТОС). Правда, глава района признался, что поначалу серьезно не воспринял это нововведение, не восприняли его и главы местных администраций, хотя они значительно ближе к народу, чем власти районные. Но в процессе работы, когда пришлось решать проблемы местного значения, оказалось, что лучше всего сделать это при участии ТОСов. Например, реализовывать региональную программу «Чистая область». Городищенский район из-за близости города-миллионника в плане чистоты выглядит не лучшим образом. Поэтому из районного бюджета на ликвидацию свалок тратятся огромные деньги. ТОСы же помогли организовать население, и был проведен субботник. В нем приняли участие 2,8 тыс. человек. Жители поселка не только убирали мусор, но и сажали деревья и кустарники, обустраивали территорию памятников. В поселке Городище при активном участии ТОСов решаются проблемы ЖКХ. Здесь, как и в районе, близость к Волгограду создает и преимущества, и трудности. В поселке почти нет проблем с трудоустройством: любой желающий может найти ее в Волгограде. С другой стороны, 63% бюджета формируется с налога на доходы физических лиц, но при этом половина жителей Городища работает в Волгограде и пополняет НДФЛом бюджет областного центра. И даже в местное ЖКХ администрация поселения вынуждена нанимать гастарбайтеров граждан среднеазиатских республик. Но благодаря закону о местном самоуправлении у администрации района через ТОСы наладилась обратная связь с населением. В многоэтажном жилом фонде поселка в упадке были подвалы, подъезды, дворы. Но теперь в Городище действует программа «Жилье поселка Городище», которая пошла в жизнь благодаря ТОСам. Финансирование, как отметила Татьяна Горбунова, осуществляется администрацией и жильцами дома в соотношении 50х50. Администрация делает ремонт подъезда сразу после того, как жильцы за свой счет поставят домофон. Впрочем, ТОСы не ограничиваются ремонтом подъездов. Они организовывают городищенцев на субботники по благоустройству, а во дворах, где ТОСы сумели навести порядок, устраиваются праздники двора с участием артистов и художественной самодеятельности. Как заметили в беседе с «ДП» руководители муниципальных образований Городищенского района, 131-й закон далек от совершенства. Об этом свидетельствуют многочисленные поправки в него, наличие разногласий среди руководителей разного уровня. Однако постоянный процесс сближения, изменения в мышлении людей, поверивших, что от них зависит собственное благополучие, и успешное решение бытовых проблем населения вселяют надежду в успех реформы местного самоуправления.

Владимир ЕЛЬНИКОВ