Дилер у ворот

Волгоградский авторынок переживает период бурного роста в первую очередь благодаря повышению спроса на иномарки. По оценкам волгоградских атодилеров, объемы продаж автомобилей зарубежных марок в Волгограде за последние 3 года (в зависимости от модели) росли на 20-100% ежегодно. При сохранении тенденции через несколько лет большинство волгоградских автолюбителей сможет пересесть на автомобили иностранных брэндов. Ожидается, что процесс будет сопровождаться усилением неценовой конкуренции, открытием новых дилерских центров и повышением качества автосервиса.

Конкуренция услуг

На сегодня в Волгограде работает несколько сервисных центров, соответствующих требованиям автопроизводителей, Mitsubishi, Ford, Renault, Volkswagen, Audi, Mersedes-Benz, BMW. Но при этом Toyota, Nissan, Mazda, Honda и ряд других автомобильных брэндов с мировым именем еще не охвачены официальным дилерством, а представлены субдилерами или перепродавцами, у которых, как правило, уровень сервиса ниже. По оценкам участников рынка, в 2005 году в Волгограде было реализовано более 5 тыс. новых иномарок. Большая часть продаж среди зарубежных брэндов пришлась на автомобили стоимостью от $10 тыс. до $16 тыс. Этот сегмент является и самым быстрорастущим. Именно здесь по мере насыщения рынка предстоит наиболее отчаянная борьба за потребителя. Отпускная цена на автомобили устанавливается производителями, из-за чего дилеры не могут вести ценовые войны. В то же время для клиентов все больше значит качественный сервис. Поэтому обострение конкуренции ожидается в сфере предоставления дилерами сервисных услуг.

Для успешной работы на автомобильном рынке, говорит директор ООО «Авто-Волга-Раст», официального дилера Volks-wagen, Renault, Kia, «АвтоВАЗ», Игорь Капитанов, необходимо предоставить комплекс удобств и качественных услуг просторный шоу-рум, где выставлены надраенные автомобили; современный сервисный центр, где быстро и качественно проведут ремонт; склад запчастей. Желательно, чтобы под одной крышей можно было получить дополнительные услуги: обмен старой машины на новую; предоставление автомобиля на время ремонта; услуги «сервис-автомобиль», когда по звонку клиента приезжает машина с диагностическим оборудованием. Здесь же предложить страховку, кредит и даже чашечку кофе.

Конкуренция среди дилеров возможна лишь на фоне сервиса, подтверждает директор дилерского центра «Форд» компании «АРКОНТ-Авто», официального дилера Ford, Mitsubishi, Peugot Сергей Зубов. Клиент ориентируется на индивидуальный подход, сроки записи на обслуживание, само обслуживание и ремонт, на точность выявления дефектов и качество ремонта. На первый план выходит и наличие у продавца статуса дилера.

Один в поле не воин

Но пока в Волгограде иностранные брэнды представлены лишь по одному официальному дилеру. Исключение Ford. У него в Волгограде их два компании «АРКОНТ-Авто» и «Мир техники». Впрочем, как рассказал «ДП» руководитель департамента автомобильного направления УК «Мир техники», официального дилера Ford, Mersedes, BMW, Павел Островский, появление в прошлом году в Волгограде еще одного дилера на объем продаж автомобилей этой марки «Миром техники» никак не сказалось просто у Ford появилось дополнительное число покупателей. При этом П. Островский считает, что насыщение рынка может привести к его перераспределению в пользу компании, которая сумеет предоставить лучшее качество продаж и сервиса.

Ситуация, когда в Волгограде два официальных дилера обслуживают одну марку, сложилась впервые, говорит С. Зубов, но скоро в городе по большинству иномарок будут работать по два, а то и по три дилера. Это подстегнет конкуренцию. И тут игра снова пойдет на улучшение качества услуг. Специфику местного автобизнеса определяет и уникальная вытянутая конфигурация Волгограда с большими расстояниями. Как стало известно «ДП», у ряда московских дистрибьюторов есть планы открыть автоцентры в разных частях города, чтобы облуживание автомобилей для клиента было территориально доступно. Например, «АвтоВАЗ» разветвленную сервисную сеть создал еще в советское время. Помимо головного автоцентра в Дзержинском районе, вазовские станции техобслуживания работали на Спартановке, в Красноармейском районе и на Зеленом кольце в Советском. К этому же стремятся и дистрибьюторы иномарок. Для этого они могут предоставить статусы дилеров конкурирующим компаниям или же предложить открытие новых автоцентров уже работающему дилеру. Поэтому, если какой-либо дилер не позаботится об открытии новой точки в перспективной части города, то это место, скорее всего, будет занято конкурентом.

Вообще, статус официального дилера, кроме гарантийной поддержки автопроизводителя, дает продавцу автомобилей и ряд других ценных преимуществ.

«Мир техники» занимается продажей и обслуживанием Toyota и Mazda, не являясь их официальным дилером, отмечает П. Островский, но качество сервиса не страдает, поскольку у нас имеется необходимое оборудование. Однако дилер получает скидки, рекламную поддержку, в первую очередь обеспечивается специнструментом и оборудованием, программным обеспечением.

Атодилеры поделились планами на 2006-2007 гг. Компания «Авто-Волга-Раст», например, подписала соглашение о получении статуса дилера Skoda и планирует строительство нового автоцентра для обслуживания этого брэнда, а также автоцентра Renault. В ОАО «Волгоград-Лада», официальном дистрибьюторе «АвтоВАЗа», сообщили о приведении вазовских автоцентров в соответствие с европейскими стандартами. Есть намерения расширения бизнеса и у «АРКОНТ-Авто».

Еще один резерв развития цивилизованного автобизнеса все большее число автолюбителей, даже тех, кто покупал автомобили на рынках, а ремонтировал в гаражах, начинает отдавать предпочтение автоцентрам официальных дилеров.

Хотя многие покупатели все еще боятся заходить в автоцентры, полагая, что их услуги дороги, говорит И. Капитанов, роль авторынков будет сокращаться: в автоцентре клиент получит качественный сервис из рук квалифицированного персонала. Да и ряд запчастей в дилерских автоцентрах стоит дешевле, чем на рынках.

Базары и гаражный сервис сразу не исчезнут, считает заместитель гендиректора по организации дилерской сети и торговле ОАО «Волгоград-Лада», официального дистрибьютора «АвтоВАЗа», Вячеслав Штондин, однако тенденция такова, что, например, по «ВАЗам» будет сокращаться не только количество «серых» продавцов, но и дилеров. В перспективе на волгоградском рынке останется порядка четырех официальных дилеров «АвтоВАЗа».

Не жми на тормоза

С другой стороны, развитие автомобильного бизнеса в Волгограде по ряду причин сдерживается. Прежде всего, по мнению участников рынка, ужесточились требования дистрибьюторов. Если несколько лет назад их представители бегали за продавцами, уговаривая получить статус дилера, то теперь ситуация изменилась. Как правило, дистрибьюторы требуют площадку ближе к центру города, на крупных развязках, рядом с оживленными магистралями или торговыми центрами. Рассматриваются опыт работы и интересные идеи по ведению бизнеса. Например, компания «Авто-Волга-Раст» лучший региональный дилер Volkswagen провела тест-драйв внедорожника Touareg в пойме Царицы, где участники заездов смогли испытать автомобили на естественных препятствиях, а заодно потусоваться среди VIP-персон

.

Однако это дорогостоящий бизнес с длительным сроком окупаемости. Вхождение в рынок с перспективой получения статуса официального дилера его участники оценивают примерно в $1 млн. Помимо затрат на строительство автоцентра и закупку диагностического и ремонтного оборудования, сюда входит и подготовка нескольких десятков единиц высококвалифицированного персонала. Стоимость подготовки механика или продавца-консультанта доходит до 150 тыс. рублей. Еще одной проблемой участники рынка называют трудности с выделением земельного участка под строительство современных автоцентров: в Волгограде на все согласование может понадобиться более года

.

Куда едем?

Бурная автомобилизация региона будет продолжаться минимум 4 года. По словам Сергея Зубова, прогнозируемый на конференциях автодилеров рост продаж автомобилей в России на 50-60% в год сохранится до 2007 года. Затем он начнет сокращаться и к 2010 году составит 10-15%. Эксперты отмечают также дальнейшее повышение продаж новых иномарок и снижение доли отечественных автомобилей. С такой оценкой согласны и в ОАО «Волгоград-Лада», однако считают, что абсолютные объемы продаж вазовских машин в ближайшие годы не только не снизятся, но и сохранят тенденцию к росту

.

«ВАЗы» уступают по качеству, зато они конкурентные по цене, доступности запчастей и широкому распространению сервисной сети, особенно в удаленных от мегаполиса районах, говорит В. Штондин. К тому же по качеству и прозрачности взаимоотношений с дилерами «АвтоВАЗ» подтягивается к зарубежным автопроизводителям

.

И все же продавцам отечественных авто есть над чем призадуматься: расширение сборочного производства иномарок в России лишает отечественный автопром главного конкурентного преимущества относительно низкой цены. Так, например, корейские Hundai, которые собирают на Таганрогском автомобильном заводе, практически втиснулись в ценовую нишу «АвтоВАЗа». Эти машины стали лидерами продаж среди иномарок на волгоградском рынке. Среди других моделей наибольшим спросом также пользуются недорогие машины российской сборки: Renault Logan, Ford Focus и собранные за рубежом Volkswagen Pointer и Mitsubishi Lancer. Однако, по мнению В. Штондина, высокий спрос на новую «Калину» и скорое появление в продаже «Приоры» позволит «АвтоВАЗу» удерживать позиции. Впрочем, изменить расклад может вторжение на волгоградский рынок автомобилей китайского производства

.

Пока качество китайских машин не на высоте, отмечает П. Островский, но они дешевы, а китайцы быстро учатся. Думаю, что лет через пять китайский автопром будет широко представлен на нашем рынке, составив конкуренцию в первую очередь отечественным и корейским машинам. Тех же корейцев несколько лет назад никто не воспринимал всерьез, а теперь на рынке иномарок они лидеры

.

Владимир ЕЛЬНИКОВ