Латочный ремонт ГОСТу неведом

Институт «Волгоградгражданпроект» подготовил аналитическую записку о состоянии улично-дорожной сети Волгограда в 2010 году и рекомендациях по его улучшению. Сделано это по предложению комитета по городскому хозяйству думы г. Волгограда. Износ дорожного покрытия в городе достиг 70%, это порог критического состояния, говорится в записке. «Деловое Поволжье» публикует выдержки из документа.

В 2009 году правительство РФ приняло решение о снижении доли участия регионов в софинансировании строительства, ремонта и содержания дорог до 5%. Федеральные власти готовы дотировать регионы в размере 95% от общего объёма расходов. Эти дотации подлежат срочному освоению и жёсткому контролю со стороны федеральных структур; а средства муниципального бюджета необходимо вкладывать в подготовку проектно-сметной документации для получения федеральных субсидий. На расширенной коллегии Минтранса РФ 13 февраля 2008 г. глава Федерального дорожного агентства Олег Белозеров заверил: «В нашей стране к 2011 году исчезнет понятие «ямочный» ремонт автодорог». Ремонт дорог методом локального латания должен стать исключением, а не правилом, т. к. ни в одном нормативном документе нет такого понятия, как «ямочный ремонт». Требованиями к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (ГОСТ Р 50597-93), установлены предельно допустимые площади повреждений покрытия и сроки их ликвидации после обнаружения а также качество заделки этих повреждений с точки зрения ровности покрытия. В Волгограде этот ГОСТ тотально не соблюдается. На многих улицах г. Волгограда возраст асфальтового покрытия превышает 30 лет. На такой срок эксплуатации он не рассчитан, и временной заделкой выбоин администрация может создать только видимость продуктивной деятельности.

Дорожное строительство - одна из отраслей с большим объёмом скрытых работ, где легко осуществлять различного рода махинации и хищения, а контролирующим органам эти махинации выявить без помощи специалистов невозможно. Специалистами института проведено обследование участков ул. Кубинской и пр. Ленина протяжённостью по 200 метров каждый. Выявлено, что 2,5% покрытия составляют выбоины и другие дефекты, а на проспекте Ленина они появились уже после ремонта, из чего следует, что объёмы выполненных работ гораздо меньше требуемых и запланированных. Такие же работы, которые специалисты института характеризуют как «закапывание денег», ведутся по улицам Лермонтова и Ерёменко. В сентябре 2009 года к ЗАО «Институт «Волгоградгражданпроект» обращалось УБЭП ГУВД по Волгоградской области с просьбой провести исследование сметной документации по муниципальному контракту 41 от 16.06.08 г. на выполнение работ по капитальному ремонту дороги на ул. 51-й Гвардейской дивизии и дать экспертное заключение о соответствии проекта фактически выполненным работам. Специалисты института пришли к выводу, что объёмы выполненных работ, согласно перечню работ, представленных заказчиком МУ «Комдорстрой» для выполнения подрядчиком МУП «Трест дорожно-мостового строительства», не позволяют обеспечить безопасное движение автотранспорта и пешеходов, а выполненные работы нельзя квалифицировать как капремонт.

Согласно п. 8 муниципального контракта гарантийный срок на выполненные работы составляет 4 года. Согласно ВСН 41-88 «Региональные и отраслевые нормы межремонтных сроков службы нежёстких дорожных одежд и покрытий» данный срок классифицируется как межремонтный, а гарантийный срок для работ по капитальному ремонту (указанному в п. 2 муниципального контракта) должен составлять 13-16 лет. Такого рода капитальные ремонты, как и новое строительство автомобильных дорог, выполненные в условиях неконтролируемого расходования бюджетных средств, влекут за собой скорое проявление нарушений проектных параметров дороги в целом. Речь о просадках и выбоинах, появляющихся вскоре после окончания ремонта. Это является следствием хищений строительных материалов; «экономии» на работах; отсутствия технического надзора за качеством строительства со стороны заказчика и авторского надзора проектной организации.

В дорожном строительстве действуют нормы, регламентирующие сроки службы дорожной одежды. ВСН 41-88 «Региональные и отраслевые нормы межремонтных сроков службы нежёстких дорожных одежд и покрытий». По оценкам специалистов, сроки службы дорожных одежд в Волгограде не соответствуют нормативным. Уже через год участки, на которых проводились работы, требуют ремонта. Кроме того, в городе не функционирует система ливневой канализации, что становится причиной затопления магистралей. Решётки ливневых колодцев на многих улицах либо забиты мусором, либо заасфальтированы. На участке проспекта Ленина, где в 2009 году происходило расширение проезжей части за счёт тротуаров парковой зоны, система ливневой канализации изменена так, что её решётки находятся выше уровня воды, и вода течёт вдоль «модернизированного» участка. Из-за того, что система ливневой канализации полностью засорена, из колодцев на ул. Чуйкова после сильного дождя вода бьёт фонтаном, поднимаясь на высоту до метра.

Фирма «Аспект», являясь монополистом в сфере изготовления дорожной разметки и знаков в Волгограде и области, ежегодно произвольно применяет новую конфигурацию дорожной разметки на большинстве улиц. Зачастую срок службы разметки не соответствует нормативным (6-12 месяцев в зависимости от интенсивности движения на участке). В 2010 году уполномоченным муниципальным заказчиком планируется затребовать увеличения финансирования расходов на дорожную разметку с 16 млн до 25. При этом исполнителем производится только местное нанесение осевых полос и пешеходных переходов, а до разметки полос движения на большинстве улиц дело не доходит. Рядность водители вынуждены определять самостоятельно. Вывод: дорожно-уличная сеть города Волгограда находится в глубоком кризисе. Отсутствует городская комплексная программа модернизации дорожно-транспортной системы. Имеется почва для масштабных злоупотреблений и хищений в сфере городского хозяйства, конкурентная среда мэрией не создаётся. Поэтому приоритетными в дорожном хозяйстве Волгограда должны стать четыре главные задачи:

1. Перераспределение схемы финансирования дорожно-уличной сети города с приоритетом нового строительства, реконструкции и капитального ремонта для максимального привлечения федеральных дотаций.

2. Обслуживание городского хозяйства с определением подрядчика только на конкурсной основе.

3. Общественный контроль исполнения первых двух задач, технический надзор за строительством со стороны заказчика-застройщика и авторский надзор со стороны проектировщиков.

4. Приватизация МУПов - «Комдорстрой», Трест дорожно-мостового строительства, ДСУ и т. п. в целях создания конкурентной среды в отрасли.