Каналы для избранных

Фонд «Либеральная миссия» выпустил в свет исследование известного политолога Михаила Афанасьева «Российские элиты развития: запрос на новый курс» (М., 2009), основанное на его собственном социологическом исследовании беспрецедентно большой выборки представителей российской элиты (1003 респондента в примерно равных долях из Москвы и других центров России): по семи «группам развития» - государственная власть и управление, предпринимательство, менеджмент, юриспруденция, наука и образование, здравоохранение, массовая информация и публичная экспертиза.

По итогам исследования в части отношения элитных групп к свободе слова М. Афанасьев определил и то, «какими каналами публичной информации они пользуются». Исследователь пишет: «Элиты развития в отличие от массовой аудитории гораздо активнее ищут нужную им информацию и чаще находят её на интернет-сайтах (наиболее популярны RBC.ru, Газета.ру, ИА REGNUM, Лента.ру, а также Компромат.ру, который активнее всех посещают федеральные чиновники, «чекисты» и юристы), в качественной прессе (тут однозначно лидирует газета «Коммерсант») и специализированных медиа (газета «Ведомости», журналы «Коммерсант-Власть» и «Эксперт», медиагруппа РБК). Популярным радиоканалом информации в элитных группах является радиостанция «Эхо Москвы», самыми активными слушателями которой являются эксперты и журналисты, федеральные чиновники, а также предприниматели.

А вот главные государственные телевизионные каналы - «Первый» и «Россия» - пользуются в элитных группах гораздо меньшей, чем в среднем по населению, популярностью. Рейтинг обоих госканалов колеблется на уровне 45% всех респондентов, только среди региональных чиновников и «чекистов» (канал «Россия», но не «Первый»), приближаясь к привычным массовым показателям. Все элитные группы по-прежнему предпочитают смотреть НТВ... Вполне ожидаем повышенный рейтинг в рассматриваемых элитных аудиториях телеканала «Культура». А вот что менее очевидно и тем более заслуживает внимания, так это пятое место в рейтинге телеканала «Евроньюс». Новости на канале «Евроньюс» узнаёт каждый третий участник опроса, в том числе 36% респондентов в группе работников медицины, науки и образования, 36% - в группе предпринимателей (здесь он уже третий по популярности) и 41% - в группе журналистов и экспертов, для которых он самый популярный телевизионный источник новостей».