Съедобный патриотизм

В условиях кризиса многие товаропроизводители испытывают большие сложности. Тем не менее, статистика показывает, что доля продукции местных предприятий на волгоградском продовольственном рынке неуклонно растёт. Что же делают местные производители, чтобы добиться успеха, пока у всех кризис?

Кризис в помощь

Как выясняется, сложности сейчас испытывают вовсе не все. Некоторым кризис даже пошёл на пользу: они активизировались, сумели найти способ увеличить свои производственные показатели, начали осваивать новые направления. Так, компания «Радеж» месяц назад открыла и презентовала вторую очередь своего тепличного хозяйства «Овощевод». Для этого были привлечены заёмные средства: Сбербанк предоставил компании кредит 85 млн рублей на очень выгодных условиях (об этом мы писали в N14). Компания «Сады Придонья», несмотря на общее снижение покупательской активности, в полном объёме выполнила свои плановые параметры за первый квартал года. В январе-марте компанией реализовано 30% объёма производства прошлого года. «В начале года ситуация была слабо предсказуемой, но мы сохранили качество продукции и снизили реальные цены, - рассказал президент ОАО «НПГ «Сады Придонья» Андрей Самохин. - Мы сохранили ценовые параметры продукции в условиях девальвации национальной валюты и значительного удорожания сырья. Благодаря этому сегодня мы выигрываем на рынке, увеличивая рыночную долю во всех регионах. Теоретически есть возможности продавать ещё больше, но их сейчас сдерживает дефицит производственных мощностей».

Волжский филиал ОАО «Сан ИнБев» (пивзавод) неделю назад устроил торжество по случаю присвоения ему первого места в мире по показателям деятельности среди заводов компании InBev. Уверенно чувствует себя агрохолдинг «АгроИнвест» (торговая марка «Царь-продукт»). В самом начале кризиса - примерно с ноября 2008 по февраль 2009 года - был отмечен небольшой спад объёмов реализации. Но, по словам коммерческого директора предприятия Павла Бажина, спад не вышел за рамки прогнозируемого, и сейчас показатели быстро восстанавливаются. По его мнению, на руку сработал фактор сильного местного производителя: компания занимает уверенную позицию на волгоградском рынке, а доля мясных деликатесов и колбасной продукции «Царь-продукта» составляет около 30%. «У местных производителей всегда - а особенно в условиях кризиса - есть преимущество перед иногородними, - считает П. Бажин. - Покупателям больше по вкусу местные товары». Впрочем, по этой же причине компания может испытать сложности с выходом на рынки других регионов, что на сегодняшний день является одной из главных задач. Несмотря на это, «АгроИнвест» активно развивает собственную торговую сеть и планирует увеличивать объёмы производства колбасных изделий. За 6 лет прирост объёмов составлял 100% в год, в этом году планируется увеличение в 1,5 раза. - В целом, на мой взгляд, страх перед кризисом в наших головах и головах сограждан поутих, - считает Павел Бажин. - Люди снова начинают тратить деньги, стали более уверены в завтрашнем дне. Благодаря этому наше предприятие добивается хороших результатов и планирует дальнейшее развитие - расширение ассортиментной линейки колбасных и кондитерских изделий, ввод в продажу новых продуктов - овощной и рыбной продукции. Полигоном для реализации этой новой продукции чаще всего является собственная торговая сеть, но в планах и поставки в торговые сети Волгограда. Тем более что они тоже проявляют свою заинтересованность. А пока благодаря перемещению рабочих колбасного цеха на другие производства и развитию параллельных производств предприятию удалось избежать сокращения штата, которое пережили многие компании.

Развиваться надо заранее

Сотрудник Центра социологических и маркетинговых исследований «Аналитик» Андрей Соколов отмечает, что многие местные предприятия так или иначе встроены в более крупные корпорации, как тот же «Еланский маслосыркомбинат», «Молочный завод N3 «Волгоградский» или Волжский филиал ОАО «Сан ИнБев». Это позволяет им лучше справляться с трудностями, получать финансовую, управленческую и иную поддержку. Действительно, «Еланский маслосыркомбинат» не сдаёт своих позиций на местном рынке. Как рассказал генеральный директор комбината Дмитрий Лобанов, хозяин комбината - московская компания «Food Land» - является крупнейшим трейдером в области продажи сыров на российском рынке, работает также с Аргентиной и странами Европы. В результате комбинат отвечает только за производство, а реализацией полностью занимается головная компания. В родном регионе продукция «Еланского маслосыркомбината» распространяется через ведущие торговые сети, которые, несмотря на кризис, не сократили объёмы закупок. Единственное, что выбивает производителей из колеи, - это продукция конкурентов из Белоруссии и Украины. За счёт государственных дотаций на молоко производители из ближнего зарубежья имеют возможность устанавливать более низкие цены - примерно на 10%. - В условиях кризиса цена является главным показателем продаваемости продукции, - продолжает Дмитрий Лобанов. - Поэтому мы тоже вынуждены снижать цены. Но не только на свою продукцию, а также на закупаемое молоко. От этого местные молокопроизводители сейчас пребывают в шоке: за месяц цена упала на 2,5-3 рубля. А уже в мае - в связи с началом молочного сезона - ожидается демпинг цен со стороны других производителей. К тому же в жаркие месяцы спрос на всю молочную продукцию сокращается. В итоге цены будут падать, и сырный рынок может и вовсе рухнуть. Но развитие предприятия продолжается. - Оно началось ещё в 2006 году и было реализовано за счёт инвестиционных вложений московской компании «Food Land», - рассказал Д. Лобанов. - Мы провели техническое перевооружение предприятия, нарастили выпуск продукции, приобрели новое оборудование - резервуары для сырого охлаждённого молока, автоматические станции приёма и охлаждения молока, пастеризационно-охладительную установку и другое. Естественно, в последние месяцы объёмы инвестирования несколько снизились. Отразился кризис и на возможности получения кредитных средств, но объёмы реализации остались практически на прежнем, докризисном уровне. А в ближайших планах предприятия - увеличение производства: если в 2008 году сварили 2,3 тыс. тонн сыра, то в 2009 намечено переработать 85 тыс. тонн молока, произвести 7 тыс. тонн сыра и 3,5 тыс. тонн сухой молочной сыворотки. Кстати, цех по сушке сыворотки начал строиться задолго до кризиса, но запустился именно в этот период. Благодаря вводу цеха удалось улучшить экономику предприятия.

В своих сетях

Как рассказал «ДП» руководитель департамента потребительского рынка администрации Волгограда Дмитрий Семененко, сегодня волгоградские торговые сети более охотно идут навстречу местному производителю, предлагая лояльные условия договоров. Например, сеть магазинов «МАН» сохранила условия входа в торговую сеть на уровне октября-ноября прошлого года. - Если крупные московские сети часто ориентируются на импортные товары, то мы заинтересованы в том, чтобы наш покупатель получал качественные, свежие и доступные по цене продукты, а этим условиям в большей степени соответствуют именно товары местных производителей, - рассказал директор ООО «Тамерлан» (сеть «Пятёрочка») Андрей Пелогейко. - Как раз поэтому для них у нас всегда были самые лояльные условия. А сегодня мы предпринимаем шаги, направленные в некотором роде на их поддержку. В частности, изменились условия заключения договоров, значительно снизилась наценка на многие товары, часто проходят акции по продаже товаров с нулевой наценкой. Выбор группы товаров, которой коснётся акция, зависит от увеличения спроса на них: например, перед Пасхой по специальным ценам акции продавались яйца, мука, сахар, растительное масло. «Пятёрочка» старается регулярно доносить до товаропроизводителей предпочтения покупателей, проводя консультационную работу, приглашает проводить на территории магазинов промо-акции новых товаров и продуктов, делает на них скидки, публикует рекламу. Всё для того, чтобы привлечь покупателя не только в торговую сеть, но и к продукции местного производства. В свою очередь, торговая сеть «МАН» предоставляет наиболее популярным товарам приоритетные места на полках с большим фейсингом, продаёт их по ценам производителей в рамках акции «Красная цена». В результате увеличивается оборот местных товаров, расширяется их ассортимент. Сегодня они занимают гораздо больше торговых позиций, даже по сравнению с декабрём прошлого года. - Многие местные товаропроизводители перестраивают свой бизнес, начинают производство новых товаров или более дешёвой продукции, приходят в торговые сети с интересными предложениями, которые оказываются выгодными и нам, и нашим покупателям, - рассказал коммерческий директор торговой сети «МАН» Виталий Соловьёв. - Так, месяц назад предприятие «Волгомясомолторг» восстановило производство кисломолочной продукции, которая уже появилась на полках магазинов. В магазинах компании «Радеж», которая тоже расширила линейку доступных товаров, появилось много весового товара - макароны, крупы, пельмени, кондитерские изделия. И сегодня торговые сети продолжают заключать договора на продукцию волгоградских компаний «Волгомясомолторг», Волгоградского завода безалкогольных напитков, консервного холдинга «Помидор-Пром», «Пивовар», «АгроИнвест», «Ансей-ВМК», «Горная поляна», «Сады Придонья» и других.

КСТАТИ

По данным администрации Волгоградской области, производство в регионе упало почти на 40%, но доля местных производителей на местном рынке уверенно растёт. По данным департамента потребительского рынка администрации Волгограда, в декабре прошлого года доля волгоградской продукции в общей товарной матрице региона составляла около 45%, а сегодня уже свыше 50%. По состоянию на конец апреля, мясо и мясные продукты местного производства составляли в ООО «МАН» - 89,9%, в ЗАО «Тандер» - 95%, в ЗАО «Перекрёсток» - 36%, колбасные изделия в «МАНе» - 53%, в «Тандере» - 88%. От 18 до 75% в разных торговых сетях представлены местные молоко и молочные продукты. Аналогично - крупы и макаронные изделия.

Анастасия КУВШИНОВА