«Сибирь» накрыла «Волгу»

В апреле авиакомпания «Россия» должна была начать полеты «Волгоград-Москва». Это намерение было озвучено представителями компании в конце марта. Пока крупнейший российский перевозчик в Волгоград так и не долетел, но, судя по всему, и без него на этом рынке уже тесно. Около полугода управление федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (УФАС) изучает обращение волгоградского авиаперевозчика «Волга-Авиаэкспресс» с жалобой на недобросовестные методы ведения конкуренции российской компанией «Сибирь» (торговый знак S7) («ДП» 10, «Борьба за воздух»). Тем временем волгоградская компания продолжает терять пассажиров.

Информация о том, что «Россия» начинает полеты «Волгоград-Москва», прошла в волгоградских СМИ еще в апреле. Сообщалось, что компания будет осуществлять рейсы трижды в неделю в аэропорт Внуково на самолете ЯК-40 вместимостью 28 пассажиров. Несмотря на плотность рынка авиаперевозок (по этому направлению сейчас ежедневно выполняется семь рейсов), «Россия», специализирующаяся на перевозках должностных лиц, высказала намерение занять свою нишу. До сих пор полеты так и не начались. Тем временем игроки, которые уже зашли на волгоградский рынок, выясняют, кто из них более конкурентоспособен.

Главными конкурентами оказались волгоградская компания «Волга-Авиаэкспресс» и российский перевозчик «Сибирь». Оба летают в один аэропорт, практически совпадая по времени рейсов. При этом стоимость билетов у них значительно отличается: у «Сибири» от 1,6 тыс. руб., у «Волги-Авиаэкспресс» от 2,4 тыс. руб. Волгоградская авиакомпания посчитала, что цены «Сибири» ниже себестоимости и направлены на вытеснение с рынка конкурентов. Это и стало основанием для обращения в конце прошлого года в УФАС. Жалоба волгоградского авиаперевозчика рассматривается уже около полугода, но решение о том, возбуждать дело или отказать заявителю, пока так и не принято. По словам заместителя руководителя управления Валентины Бурба, методики определения добросовестности конкуренции в этом случае пока нет, и оценить, наносит ли «Сибирь» своими действиями реальный ущерб волгоградскому авиаперевозчику, достаточно сложно. Чтобы доказать, что ценообразование «Сибири» демпинговое, специалистам управления необходимо проанализировать множество факторов, учитывая себестоимость полетов, тарифную политику компаний, разницу во времени вылетов и т. д. К тому же сравнивать эти компании достаточно сложно из-за их разных масштабов: у них разный объем перевозок, количество машин, техническое оснащение. И у «Сибири» есть возможность оптимизировать затраты на демпинговый рейс. Словом, что для федеральной компании хорошо, для региональной может оказаться крахом. Окончательное решение по обращению «Волги» УФАС примет после анализа всех необходимых документов. Сейчас управление запросило дополнительную информацию у «Сибири».

В «Сибири» свои низкие цены объясняют гибкостью тарифов и более экономичной техникой: «Боинг» требует в два раза меньше топлива, чем ТУ. А в «Волге-Авиаэкспресс» считают, что доказать, наносят ли демпинговые цены вред конкуренту, несложно, достаточно просто посмотреть на заполняемость самолетов. По словам ведущего менеджера по перевозкам компании Сергея Толстогузова, за то время, которое «Сибирь» летает двумя рейсами, количество пассажиров «Волги-Авиаэкспресс» ощутимо снизилось: иногда загрузка самолета не превышает 20 человек.

Ирина Поволоцкая