Экспертно-правовое заключение на постановление главы администрации Волгоградской области от 18 июля 2007 1285 «Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов Волгоградской области»

В целях реализации административной реформы в Волгоградской области и разработки механизмов противодействия коррупции администрацией Волгоградской области было принято постановление «Об антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов Волгоградской области», действие которого направлено на снижение коррупциогенности проектов нормативных правовых актов перед их внесением на рассмотрение Волгоградской областной думы.

Текст постановления и Положения об антикоррупционной экспертизе противоречит Методике проведения экспертизы (п. 3 Положения), содержит фразы и обороты, имеющие неоднозначное толкование (п. 2.2, 2.3, 4.10 Положения). Также в Положении есть некоторые несоответствия:

1. Полномочия по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Волгоградской области не могут быть возложены на юридические службы (юристов) структурных подразделений администрации Волгоградской области, являющихся разработчиками указанных проектов. Данную функцию должен выполнять самостоятельный отдел (п. 2 Постановления 1285).

2. Так как проекты нормативных правовых актов вносятся на рассмотрение Волгоградской областной думой, то логично будет, если самостоятельный отдел по антикоррупционной экспертизе будет состоять из юристов Правового управления Волгоградской областной думы (п. 1.2 Положения).

3. Сотрудник юридической службы (юрист) структурного подразделения администрации Волгоградской области, являющегося разработчиком указанного проекта, не может ставить отметку на проекте «нуждается или не нуждается в проведении антикоррупционной экспертизы» (п. 1.6 Положения).

4. Антикоррупционной экспертизе должны подлежать все проекты нормативных правовых актов (п. 2.1 и 2.2 Положения).

5. При проведении антикоррупционной экспертизы сотрудник обязательно должен давать оценку коррупциогенности проекта, так как он выявляет и оценивает коррупциогенные факторы проекта (п. 1.4 Положения).

Замечания сторонних организаций на некоторые проекты подтверждают вышесказанное. Из заключения Контрольно-счётной палаты Волгоградской области на проект закона «О предоставлении бюджетам муниципальных образований Волгоградской области субсидий на развитие общественной инфраструктуры муниципального образования» видно, что антикоррупционная экспертиза была проведена поверхностно. Следовательно, нарушение принципов проведения анализа проекта нормативно-правового акта порождает законопроекты, которые не соответствуют общим требованиям. Причины проведения недобросовестной экспертной работы могут быть различны:

1) непосредственная подчинённость специалиста структурного подразделения, подготовившего проект и проводящего экспертизу;

2) непрофессионализм эксперта;

3) узкая квалификация специалиста;

4) прямая заинтересованность специалиста в ускорении принятия данного проекта.

Для проведения качественной антикоррупционной экспертизы необходимо следующее:

1. Подготовить переработанный вариант постановления «Об антикоррупционной экспертизе».P

2. Создать независимый отдел по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и действующего законодательства в структуре Правового управления Волгоградской областной думы.

3. Волгоградской областной думе подобрать специалистов для создания экспертной группы по проведению антикоррупционной экспертизы.

Экспертный совет ВРО «Деловая Россия» по анализу коррупциогенности нормативных правовых актов