Самоуправление без подачек

В России продолжают обсуждать проблемы воплощения в жизнь федерального закона о местном самоуправлении. Волгоградской области, в отличие от других регионов, приходится набивать шишки на собственном опыте: здесь решили не откладывать проведение реформы. Тем не менее, в федеральном законодательстве по-прежнему много пробелов. Один из самых актуальных о разграничении полномочий. Эта проблема стала темой обсуждения совещания, состоявшегося на базе Волгоградской академии госслужбы (ВАГС). В нем приняли участие депутаты и чиновники всех уровней властей региона, ученые, а также советник президента РФ Сергей Самойлов.

Высокий гость из столицы прибыл в Волгоград по приглашению депутатов регионального заксобрания. Парламентарии хотели услышать ответы на накопившиеся вопросы, касающиеся воплощения в жизнь реформы местного самоуправления. Серьезным препятствием на пути ее реализации является несовершенство и нестабильность федерального законодательства. Так, например, только ФЗ 131 еще до вступления в силу претерпел 11 изменений и продолжает изменяться. Но если у других регионов есть время осмотреться (федеральным законом установлен переходный период до 1 января 2009 года), то Волгоградской области приходится учиться на собственных ошибках. В октябре прошлого года здесь прошли выборы в органы местного самоуправления, а с нынешнего января новые управленцы приступили к исполнению обязанностей. Но провести выборы и провести реформу две большие разницы. В действующей конституции прописаны некоторые совместные полномочия федеральной и региональной властей. Такая же ситуация и в отношении регион муниципальные образования (МО). Как показывает практика: когда отвечают все не отвечает никто. Поэтому сегодня необходимо четко распределить обязанности и прописать источники их финансирования. Ответ на вопрос: «Как провести реформу, чтобы издержек было меньше и, самое главное, они не коснулись обычных людей?» и пытались найти участники совещания. Как подчеркнул советник президента С. Самойлов, «если мы не создадим такие условия для конкретного человека, чтобы это требовало минимум усилий от него, то получится, что чиновники проводят реформу для себя».

Губернатор Николай Максюта, выступая перед главами МО, призывал их к самостоятельности, к выстраиванию отношений с правоохранительными органами и представителями федеральных структур. Призывал и к активности в вопросах финансирования. Бюджеты, по его мнению, должны быть сформированы в каждом поселке: главам на местах лучше знакомы проблемы территорий. Говорил губернатор и о необходимости усиления влияния КТОСов (в регионе их 1600). Пока, по его оценке, этот потенциал задействован мало, а ведь, например, то же благоустройство можно отдать в их ведение, заинтересовать общественность, «обойдясь без подачек и зарплат».

Финансирование это главная болевая точка реформы. Волгоградской области на ее воплощение требуется 7 млрд рублей. Для областной казны эта ноша непосильна. Региональная и местная власть хотела бы услышать будут ли вместе с полномочиями передаваться и деньги на их реализацию? Г-н Максюта даже предложил советнику президента некий компромисс: «Мы ведь первые набиваем шишки, пусть нам денег дадут». Четкого ответа на свою просьбу глава области не услышал. Г-н Самойлов считает, что регионы должны взять столько полномочий, сколько могут унести, и что они должны быть подкреплены деньгами, но прежде необходимо разработать единые нормы и единая система контроля по всей стране.

Ольга Ставская