Столицу предлагают отправить на выселки

Около 80% городского жилья было построено в период власти Хрущева и Брежнева, при этом качество жилья было невысоким и срок его эксплуатации рассчитывался на 25 лет, отмечает руководитель проекта, член Генерального совета «Деловой России» Е. Туголуков. Настоящие темпы роста объемов жилищного строительства не могут обеспечить даже простого воспроизводства жилищного фонда Российской Федерации в ближайшие 10-15 лет. Ситуация на жилищном рынке Российской Федерации остается катастрофической. Требуются государственные меры революционного характера, призванные комплексно изменить правовое, регулирующее, научно-технологическое и социальное обеспечение жилищного рынка. В качестве реальных шагов в проекте предлагается рассмотреть перенос столицы России в течение предстоящих 10 лет на новую территорию, ныне свободную от крупных (более 50 тысяч человек) поселений. А также обязать государство запустить механизмы поточного производства жилья. С этой целью объявить госзаказ на технологии, составляющие основу программы «Народный дом». Победителям отборочного этапа конкурса необходимо обеспечить целевое бюджетное финансирование проектных и экспериментальных работ.

В числе прочих мер по исправлению ситуации на жилищном рынке в проекте предлагаются: легализация рынка аренды жилья; введение упрощeнной процедуры регистрации индивидуальной пред-принимательской деятельности по аренде жилья; оптимизация налоговых вычетов для арендаторов жилья; законодательное установление статуса «Доходный дом»; отказ от государственных и муниципальных фондов жилья.

Например, для комплексной подготовки строительных площадок к возведению жилья и социальной инфраструктуры предлагается формировать инфраструктурные концессии на открытых торгах, причем вырученные государством от продажи земельного участка средства превращать в государственную часть капитала концессий. По завершении деятельности концессии по обустройству конкретной площадки выручка от ее продажи застройщикам на открытых торгах распределяется между участниками.

А проблему нехватки заемных финансовых ресурсов в строительном секторе предлагается решить развитием саморегулируемых организаций и обществ взаимного страхования строительных и финансовых рисков в строительной отрасли и на рынке жилья, принятием государственной программы льготного лизинга и таможенных льгот на ввоз строительной техники и оборудования; законодательным урегулированием правил продажи и ипотеки земли.

Государство и муниципалитеты остаются собственниками значительных жилищных фондов, качество и стоимость эксплуатации которых становятся все менее приемлемыми для граждан. Продолжается строительство муниципального и государственного жилья. При этом государственное жилье является неэффективной статьей расходов бюджета.

Для искоренения этой проблемы в частности предлагается: продлить на 3 года бесплатную приватизацию жилья; государственное и муниципальное жилье на конкурсных условиях передать в управление частным компаниям; запретить финансирование строительства жилья для последующей сдачи в социальный найм; ликвидировать государственные эксплуатационные организации.