Результаты экспертизы законодательства об инвестиционной деятельности в Волгоградской области

Областной думой (1999-2003 гг.) был принят закон «Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области (ВО)» (2002), который работает и по сей день. Анализу работы этого закона, не являющегося законом прямого действия (ст. 2.1.) (в действующей в настоящее время редакции), и посвящено настоящее исследование Экспертного совета «Деловой России».

Закон в качестве основной своей задачи ставит «регулирование инвестиционной деятельности (ИД)» (ст. 2). Одним из элементов такого регулирования является «Областной реестр инвестиционных проектов (ИП)» (далее - Реестр, ст. 4), только после включения в который субъектам ИД выдаётся документ, подтверждающий их право на получение определённых областным законодательством налоговых льгот и других преференций (государственных гарантий ВО и бюджетных средств ВО). Заявка на включение ИП в Реестр подаётся в комитет экономики администрации ВО, механизм включения ИП в Реестр довольно трудоёмок, а решение о включении ИП в Реестр принимает Совет по инвестициям администрации ВО (Приложение 1 к закону «Положение об областном реестре ИП»).

Другим элементом регулирования ИД является обязанность субъектов ИД заключить инвестиционный договор с администрацией ВО (ст. 10). Необходимость этой процедуры в случае, когда средства бюджета к реализации ИП не привлекаются, далеко не очевидна. Ещё одним, хотя и не всегда очевидным, излишеством является право администрации ВО на государственный контроль ИД, включающее права на государственную экспертизу ИП, проверку финансово-хозяйственной деятельности субъектов ИД, контроль за ходом реализации ИП в части предоставленных льгот (ст. 26). Ясно, что многие из этих действий могут реально тормозить инвестиционный процесс, осуществляемый частным капиталом без какой-либо подпитки бюджетными ресурсами. Разумеется, субъект ИД, сумевший внести свой ИП в Реестр и заключивший инвестиционный договор с администрацией ВО, получает налоговые льготы. Одна из них применяется к имуществу, созданному в ходе реализации ИП и приобретённому для реализации этого ИП. Это имущество на некоторый период освобождается от налога на имущество, зачисляемого в областной бюджет. Такой подход, очевидно, стимулирует инвестиционный процесс.

Другая - льгота по налогу на прибыль. Но она носит явно выраженный фискальный характер, ибо требует для своего применения прироста налоговой базы по налогу на прибыль за каждый отчётный (налоговый) период на величину, не меньшую величины потребительской инфляции на территории ВО (ст. 1.3 закона ВО «О ставках налога на прибыль организаций»). Да и размер льготы при выполнении этого условия незначителен. Так, при годовом приросте налоговой базы налога на прибыль на 25% ставка части этого налога, зачисляемого в областной бюджет, уменьшается с 17,5% всего лишь до 15%. Считать, что такая льгота может как-то стимулировать инвестиционный процесс, вряд ли следует. Разумное стимулирование инвестиционных процессов должно приводить к заметному росту промышленного производства. Однако на протяжении вот уже ряда лет темпы роста промышленного производства в нашей области заметно ниже средних по России.

Сколько же и каких предприятий области пользуются описанным выше инвестиционным законодательством? С момента вступления обсуждаемого закона в силу по настоящее время в Реестр было внесено около 90 ИП, а исключено из Реестра - около 20 ИП. Средства из областного бюджета вкладывались только в 10 из внесённых в Реестр ИП (без учёта данных за 2007 год). Всего средств из бюджета было вложено менее 100 млн рублей. Но ряд предприятий получил довольно значительные государственные гарантии (гарантии областного бюджета), что при заведомо неизбыточном областном бюджете является довольно рискованным действием. Налоговые льготы за 2002-06 годы реально получили только 9 предприятий (данных за 2007 год пока нет). Из них семь предприятий получили льготы на сумму около 8 млн рублей и два предприятия НК «ЛУКойл» за 2006 год на сумму около 800 млн рублей (по совокупности ИП на сумму в 12 млрд рублей).

Выводы:

1. Стимулирование инвестиционных процессов методом, описанным в областном законе «Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области» (2002), не является эффективным. 2. Закон «Об инвестиционной деятельности в ВО» не является законом прямого действия и, следовательно, для своей реализации требует дополнительных и ничем не обоснованных трудовых затрат (в том числе лоббистских) как со стороны каждого субъекта инвестиционной деятельности, так и со стороны работников администрации области, что резко уменьшает прозрачность процесса стимулирования инвестиционной деятельности и может провоцировать явления коррупционного характера.

Рекомендации областной думе и администрации области:

1. Переработать действующее инвестиционное законодательство, исключив из него нормы, предусматривающие прямое регулирование инвестиционной деятельности негосударственных предприятий и организаций органами исполнительной власти.

2. Исключить из областного инвестиционного законодательства нормы, предусматривающие бюджетное финансирование и предоставление государственных гарантий инвестиционной деятельности негосударственным предприятиям и организациям.

Волгоградское региональное отделение «Деловой России»

Тел.: 33-29-02, 33-29-09, E-mail: deloros-volga@vlink.ru www.deloros.ru

Экспертный совет ВРО ООО «Деловая Россия»