Припасть к истокам

Можно ли привлечь в Волгоградскую область туриста, вкусившего, например, азиатской экзотики или европейского сервиса? Трудно, но можно, уверены в Волгоградском союзе предприятий туристской индустрии (ВСПТИ). Региональное некоммерческое объединение, созданное в ноябре прошлого года, объединяет 34 компании, работающие в разных отраслях, но с одной целью - превратить въездной туризм в ощутимый источник дохода. Накануне открытия в Волгограде VII специализированной выставки «Туризм. Отдых-2008» на вопросы «ДП» ответила директор ВСПТИ Ольга КОЛЕСНИКОВА.

- Нынешняя выставка станет, пожалуй, первым серьёзным экзаменом для созданного полгода назад союза предприятий волгоградской туриндустрии. Какой турпродукт вы намерены на ней представить, какие идеи и проекты привлекут к нам туристов?

- Мы сильно сдали наши позиции по сравнению с прежними годами, когда область ежегодно посещали сотни тысяч туристов. Конечно, главными символами Волгограда останутся Родина-мать, Мамаев курган, музей-панорама, но сегодня мы думаем о других объектах, которые будут интересны туристам, - причём интересны настолько, чтобы к нам приезжали не на один день и желательно не один раз. У нас прекрасный потенциал, но используется он крайне неэффективно. Даже берега наших красивейших рек в качестве объектов для отдыха используются слабее, чем, к примеру, в Астраханской и Ростовской областях. К выставке мы вместе с волгоградскими туркомпаниями и природными парками, которые тоже входят в ВСПТИ, подготовили целый пакет новых маршрутов, связанных с историей и природными богатствами нашего края.

- Смогут ли туристы уже в этом сезоне побывать на этих маршрутах? В чём их особенности?

- Самая высокая степень готовности - у маршрутов, разработанных совместно с природными парками. Их можно назвать классическими маршрутами выходного дня - то есть провести уик-энд на природе смогут и жители, и гости области. Уже сейчас многие природные парки обладают серьёзной инфраструктурой для приёма гостей, есть и квалифицированные экскурсоводы, и места для комфортного ночлега. А вот маршруты, связанные с историей края, требуют куда больших вложений. Но в перспективе это окупится. Ведь наш край уникален. Здесь существовал один из крупнейших городов Золотой Орды, позднее здесь было так называемое Дикое поле - плавильный котёл народов, культур, национальных кухонь и обычаев. Один из объектов, который мы намерены рекламировать и в который призываем вкладывать, - Царицынская сторожевая линия, считавшаяся в XVIII веке крупнейшим фортификационным сооружением Европы. Её участок сохранился в районе 40-го километра московской трассы. Но здесь нужна инфраструктура, позиционирование, глобальная идея... Древняя крепость может стать частью этнографического музея-заповедника. Один из подобных примеров - Малые Карелы в Архангельской области, музей деревянного зодчества. Когда его создавали лет 20 назад, тоже мало кто верил, что люди захотят ехать за 30 км от города, чтобы посмотреть на деревянные постройки северных народов. А сейчас это популярное место с концертными площадками, ресторанами, детскими игровыми комнатами и мастерскими по изготовлению сувениров. Есть у нас и другие идеи.

- А что же мешает волгоградским предпринимателям вкладывать средства в развитие въездного туризма?

- Самая серьёзная беда - долго выделяется земля, часто инвесторов останавливает именно это. Ещё одна проблема - нехватка гостиниц. Но выявлены также и другие «узкие места»: не хватает туристических автобусов разной вместимости и квалифицированных водителей, которые знают специфику движения по экскурсионному маршруту. Не хватает у нас и гидов - доходит до того, что туристические группы из других регионов везут своих экскурсоводов. В решении этих проблем мы надеемся на помощь городских и областных властей, которые в 2007 году приняли соответствующие целевые программы.

Антон БОРЦОВ