Модный дом

Архитектурные излишества постепенно выходят из моды, но и хай-тек на волгоградской почве приживается с огромным трудом. Зато спрос на услуги квалифицированных ландшафтных дизайнеров стоит на пороге настоящего бума - уже сейчас обеспеченные волгоградцы вкладывают в лужайки возле своих коттеджей сотни тысяч рублей. «ДП» продолжает разговор о тенденциях волгоградского рынка загородной недвижимости, начатый месяц назад («Место имения», 10).

Дом, который построил Я

Бьющую в глаза роскошь сегодня сменяет скромное обаяние буржуазии. Где-то - к примеру, в Подмосковье - это уже произошло, остальные регионы стараются не отставать. Естественно, меняются и вкусы волгоградских заказчиков.

- Мода на псевдобарочную, псевдоклассическую архитектуру в нашем «цыгано-армянском» варианте уже прошла, люди наелись ею, - уверен главный архитектор ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект» Алексей Проценко. - Во многих регионах, не только в Подмосковье, мы видим примеры очень достойной архитектуры, некоторые образцы даже попадают на страницы российских и западных отраслевых журналов. Нам пока похвастаться нечем на всю область найдётся 10, максимум 20 интересных домов. Но заказчик стремительно меняется. Люди уже не хотят вычурной архитектуры с золотыми куполами, арочками и балясинами, а стремятся к более современным тенденциям. Складывающийся у нас стиль я бы назвал пост-функционализмом с элементами минимализма, с разумным вкраплением каких-то этнических, национальных мотивов. Чтобы было функционально, удобно, но в то же время чувствовалась индивидуальность хозяина дома. Собственно хай-тек, или его «близкий родственник» - минимализм - в нашем регионе вряд ли приживутся в чистом виде, уверены эксперты «ДП». По мнению волгоградского дизайнера, директора компании «Фемелиди Дизайн» Марины Фемелиди, у большинства людей хай-тек устойчиво ассоциируется с одинаковостью и стандартностью советского периода, возвращаться в который никому не хочется.

- После единообразия захотелось разнообразия, - говорит она. - Кинулись в золото, в завитушки разные. Но так как не хватало вкуса, получилось немножко смешно. Постепенно от этого отходим, и всё равно многие люди по-прежнему хотят, чтобы их коттеджи были как домики жевунов из сказки «Волшебник Изумрудного города». Это ведь тоже неплохо - настраивает на более лёгкое какое-то восприятие жизни, хочется уюта, открытости, дружелюбности, а не той жёсткости и квадратности, которая была. И ещё одну тенденцию отмечает Марина Фемелиди: дома перестают строить «в рост». Вместо многоэтажной коробки реализуется идея бунгало - когда все пристройки, вроде сауны, зимнего сада, бассейна, либо грамотно расположены на участке, либо присоединены к основному дому в виде галереи. Несколько таких проектов уже было реализовано. Посёлок, который построили Они Будущее, уверены эксперты «ДП», за коттеджными посёлками закрытого типа. И даже не важно, будут ли они состоять из отдельных коттеджей, или из таунхаусов. Главное, чтобы и застройщику, и покупателю не изменяло чувство меры в стремлении «сделать всё, как в Европе». И архитектурные журналы в этом вопросе - плохие советчики.

- Заказчик видит в журнале красивый проект и говорит - сделайте мне так же, - раскрыла тайну неудачных строительных экспериментов Марина Фемелиди. - Застройщик строит. Но при этом не учитывается, что каждый дом, каждый проект сугубо индивидуален, строится под конкретного человека, или семью, или группу людей. А мы пытаемся сделать из этого проекта целую серию. И когда человек приходит в построенный вроде бы для него дом, он не понимает, куда он попал, для чего эти комнаты, зачем эти пространства... Он не понимает - как здесь жить?!

- Журналы - это не самый лучший советчик при строительстве коттеджа, а уж тем более при выборе стиля для застройки коттеджного посёлка, - соглашается Алексей Проценко. - Несмотря на общемировые тенденции в архитектуре, в каждой стране есть свои приоритеты, своя изюминка, излюбленные материалы и какие-то технические особенности. К примеру, мы не рекомендуем строить дома южного типа - с плоской крышей и тонкими стенами, климат всё-таки не тот. Да и сталь, стекло и бетон как-то не пользуются особым спросом, люди хотят чего-то более традиционного. К примеру, мы недавно выиграли конкурс на застройку коттеджного посёлка с домами-таунхаусами, и предложенные нами варианты отделки фасада - камень с деревом, штукатурка с деревом - очень понравились инвестору. Есть и другие вещи, которые трудно предусмотреть заранее - к примеру, цветовая палитра фасадов. В нашем климатическом поясе диковато смотрятся яркие разноцветные дома, которые так радуют глаз туриста где-нибудь во Франции или Италии. У нас - степная палитра: белый, палевый, песочный, оттенки жёлтого. Главным плюсом прихода в сегмент загородной недвижимости крупных инвесторов, которые всё чаще заказывают проекты коттеджных посёлков, наши эксперты считают начало ускоренной модернизации строительной отрасли в целом. Применение новых материалов, новых энергосберегающих технологий при строительстве коттеджей - в Волгоградской области уже реальность.

- Ещё недавно трудно было представить дом с огромным витражным остеклением, - рассказывает Алексей Проценко. - Сейчас это не проблема - есть современные стеклопакеты. Экологичность, связь с природой, энергоэффективность - мода не только Европы, это интересно и волгоградским заказчикам. К примеру, несколько лет назад я в Германии впервые увидел систему «холодный потолок» - это альтернатива привычному кондиционеру, сеть трубопроводов на потолке, по которым в жаркое время циркулирует холодная вода. А сейчас у нас есть фирма, которая реализует такие проекты. Не удивлюсь, если скоро кто-то закажет и солнечные батареи. Правда, редко когда заказчик спрашивает об архитекторе, чью идею он, собственно, будет обживать.

- Именами у нас не интересуются, - говорит генеральный директор волгоградского агентства недвижимости «ОНИКСК» Ольга Сарычева. - Мне такой вопрос не задавали ни разу. Люди узнают, кто застройщик, есть ли у компании другие проекты, какой у неё имидж. Видимо, пока мы ещё не созрели, чтобы покупать из-за имени.

Лужайка на гарантии

Меняются и предпочтения в ландшафтном дизайне, несмотря на то, что каких-то общих тенденций в нашем регионе пока не сложилось. Кому-то из заказчиков нравится стиль кантри с беседкой для барбекю, кто-то просит английский сад, а для кого-то нет ничего милее кусочка Италии - с перголами и шпалерами, покрытыми вьющимися цветущими кустарниками и виноградом. Были бы деньги.

- Средняя смета на озеленение и благоустройство одного участка - порядка 300 тыс. рублей, - рассказала «ДП» заместитель директора компании «Мурава» Анжела Макарова. - При этом деревья чаще всего берут уже взрослые, метра по два высотой. Кустарники очень популярны - либо цветущие, либо с яркими, необычными листьями, например, барбарис Тумберга. Вновь стали модны газоны и цветники как с многолетними, так и с однолетними растениями. Очень популярны хвойники - они неплохо приживаются в нашем климате, и к тому же круглый год зелёные. Всё чаще заказывают фонтаны, а вот альпийские горки выходят из моды - дёшево, а значит, не престижно. Посадочный материал фирмы, занимающиеся озеленением, везут в основном из Европы. Так что порой возникают проблемы растение, прекрасно выглядящее на картинке каталога, может погибнуть у нас за сезон. Хотя заказчиков и это не всегда останавливает: захотел как-то человек посадить сакуру в своём саду и посадил - до зимы. Поэтому профессиональные компании дают гарантию далеко не на все растения - хотите, чтобы вокруг дома было красиво, слушайте умных людей.

- Сейчас многие просят посадить у них самшит, - говорит Анжела Макарова. - Но он боится морозов, да и летом жару плохо переносит. Какой смысл его сажать, если круглый год придётся держать куст закутанным? Есть и другие растения, не менее красивые, которые адаптированы к нашему климату. А мы готовы и инструкции дать, как за ними ухаживать, и сами можем этим заниматься, если клиент захочет. Спрос на услуги ландшафтных дизайнеров растёт в Волгограде стремительными темпами. И сегодня уже мало кто удивляется, узнав о том, что один серьёзный волгоградский бизнесмен заплатил за свой сад больше миллиона рублей. Нормальное вложение денег.

Антон БОРЦОВ