КСП предлагает не ждать подвигов от Роснедвижимости

Заключение о новых принципах межбюджетных отношений и подходах к выравниванию уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований Волгоградской области подготовили аудиторы областной Контрольно-счетной палаты (КСП). Большая часть их замечаний была учтена разработчиками методики до внесения проекта на рассмотрение облдумы. «ДП» публикует краткий обзор принятых к сведению изменений и рассказывает о предложениях КСП, которые не были учтены в методике при прохождении ею первого чтения.

По предложению КСП, число коэффициентов удорожания бюджетных услуг было увеличено до 13, а для городских округов до 17. В частности, введены коэффициенты обеспеченности автомобильными дорогами, наличия грунтовых дорог, стоимости пассажирских перевозок. При расчете налоговой базы по ЕНВД в оборот розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг было решено не включать оборот крупных и средних предприятий. Разработчики документа согласились с КСП, что это позволит исключить влияние на налоговую отдачу по данному налогу розничного товарооборота крупных сетевых магазинов в городах Волгограде, Волжском, Камышине. КСП предложила ввести дополнительные корректирующие коэффициенты при расчете налогового потенциала по некоторым видам налогов. Так, при расчете налогового потенциала по налогу на доходы физических лиц теперь учитывается, насколько поступления НДФЛ на территории муниципального образования опережают рост зарплаты в последнем отчетном году. При расчетах по налогу на имущество физических лиц берется в расчет индексация инвентаризационной оценки строений. КСП также предложила вместо показателя фактического поступления каждого налога за последний отчетный год использовать показатель фактических начислений соответствующего налога, что позволит учитывать недоимку, имеющуюся по данному налогу. Соответствующие изменения были внесены в проект методики. При расчете коэффициента стоимости коммунальных услуг для бюджетных учреждений теперь будут сопоставлять средние тарифы поселений и городских округов по теплоснабжению и водоснабжению с аналогичными среднеобластными тарифами, а не с тарифами, средними по этому городскому округу. При расчете коэффициентов благоустройства территории и износа коммунальных сетей финансисты использовали балансовую стоимость объектов внешнего благоустройства поселения. Получалось: чем более изношены объекты внешнего благоустройства, тем меньше будет значение коэффициента и, соответственно, сумма дотации. Аудиторы предложили учитывать восстановительную стоимость основных средств. Коэффициент жилого фонда предлагалось исчислять исходя из площади государственного и муниципального фонда поселения, без учета обеспечения указанных услуг для всего населения. Теперь для расчета коэффициента жилого фонда применен показатель соотношения площади государственного и муниципального жилого фонда к общей площади обслуживаемого жилого фонда. В заключение КСП сказано, что разработчики методики учли не все ее предложения, и настаивают на доработке. Так, для расчета налогового потенциала по земельному налогу финансисты предлагают использовать данные федерального агентства Роснедвижимости. КСП напоминает, что большинство муниципальных образований отмечают некачественное проведение работ по кадастровой оценке земельных участков. Несоответствие данных Роснедвижимости реальному положению дел ведет к необоснованному завышению индекса налогового потенциала и, соответственно, уровня бюджетной обеспеченности Волгограда и Волжского. В то время как поступления земельного налога от этих городов в общих поступлениях консолидированного бюджета области составляют более 65%. Значит, может произойти необоснованное распределение средств фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). В методике также не учтено, что из кадастровой оценки земельных участков муниципальных образований исключена стоимость участков, сданных в аренду; отсутствует упоминание о налоговых льготах отдельных категорий граждан. Эти недочеты могут привести к занижению дотаций из областного фонда финансовой поддержки, возникновению у отдельных муниципальных образований отрицательных трансфертов. Для исправления ситуации КСП предлагает дополнительные корректирующие коэффициенты. Например, отношение начислений земельного налога за 2006 год к начислениям 2005 года, которое будет применяться до момента проведения муниципальным образованием новой кадастровой оценки земельных участков. КСП обращает внимание на корректность р асчета численности населения в районах и поселениях. Расхождения между данными статистического и похозяйственного учета по численности населения сказываются на размере дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Например, население Ольховского района по данным статучета составляет 18,4 тыс. человек, по данным похозяйственного учета 18,9 тыс. человек. Разница в 500 человек приведет к 3%-ному сокращению объема дотаций. В Нехаевском районе статистики недосчитали 789 человек, что приведет к 5%-ному сокращению дотаций. КСП предлагает использовать для расчетов данные более точного похозяйственного учета. Финансисты обладминистрации предлагают часть данных выбирать из Методических рекомендаций Министерства экономического развития и торговли РФ по разработке прогнозов социально-экономического развития субъектов РФ и сценарных условий социально-экономи- ческого развития РФ. Аудиторы исследовали документ и не нашли в нем некоторых показателей, таких, как инвентаризационная стоимость имущества физических лиц. Поэтому предложили разработчикам в данном случае ссылаться на отчет налоговых органов по форме 5-ФЛ. И попросили также обосновать размеры всех постоянных величин, используемых в методиках, в пояснительной записке к законопроекту.

Коэффициенты удорожания, используемые в методике межбюджетных отношений для муниципальных образований Волгоградской области

1. Универсальные коэффициенты:

- дисперсности расселения;

- урбанизации;

- масштаба;

- различия в возрастной структуре населения;

- различия в стоимости коммунальных услуг для бюджетных учреждений.

2. Оригинальные коэффициенты (для Волгоградской области):

- различия в оплате труда работников бюджетных учреждений;

- износа коммунальных сетей;

- доли ветхого жилья;

- нагрузки на бюджетное учреждение;

- удаленности от областного центра;

- административно-территориальный коэффициент;*

- обеспеченности автомобильными дорогами;*

- доли грузовых дорог;*

- стоимости пассажирских перевозок;*

- благоустройства территории;*

- жилого фонда;*

- стоимости жилищно-коммунальных услуг.*

* отмечены коэффициенты, дополненные по инициативе КСП