Сто дней без чуда

Традиция отмечать 100 дней у власти пошла с американского президента Франклина Рузвельта: за этот срок в стране, переживавшей Великую депрессию, была восстановлена банковская система, приняты основные законы нового экономического курса. Есть и другая точка зрения: поднять экономику за три месяца невозможно, и это был всего лишь имиджевый ход президента, позволивший показать, что хоть что-то сделано. Тем не менее, считается, что Рузвельт совершил своё экономическое чудо именно за эти сто дней. В российской политической традиции первые сто дней политика - это период без критики, а их окончание - время подводить первые итоги. Глава администрации Волгоградской области Анатолий БРОВКО подвёл эти итоги вместе с «Деловым Поволжьем».

Весна и другие перемены

- Анатолий Григорьевич, два месяца назад бумаг на вашем столе было в несколько раз больше, и поверх этой горы лежали стихи, посвящённые вам. Много ли у вас было подобных писем - со стихами, признаниями в любви?..

- С признаниями не было, надеюсь, и не будет. В Волгограде есть несколько человек, которых я безмерно уважаю. Один из них - Евгений Александрович Кулькин. Он настолько талантлив, что может писать и прозу, и стихи. Видимо, у нас это взаимно...

- Взаимно? Вы ему тоже стихи пишете?

- Я не писатель, я читатель. Возможно, его стихи вы и видели.

- Были ещё такие послания?

- Это беспрецедентно. Обычная рутинная работа, в этих бумагах ничего интересного для вас нет, вот эта кипа - половина того, что я прочёл за день.

- А какой самый неожиданный вопрос вам задавали за это время?

- Для меня всегда неожиданны вопросы личного характера. Всё, что касается семьи, - для меня личное, интимное. Это запретная зона. Иногда меня об этом спрашивают. И у меня сразу шлагбаум падает. Я отвечаю, но с большим нежеланием. Пауза перед ответом затягивается.

- Сделали ли вы за эти три месяца для себя какие-то открытия в состоянии экономики, социальной сферы, системы управления области? Что-то оказалось хуже, чем вы ожидали, или наоборот - лучше?

- Я не настолько опытный управленец, чтобы, придя на место губернатора, говорить, что я всё знаю. Я учусь. Несмотря на то, что я три года каждый день приходил сюда на работу, многие отрасли я просто не знал, потому что не занимался ими. Но теперь жизнь, работа заставляют вникать во всё. Для меня нет второстепенных тем, но вопросы, касающиеся благополучия людей, приоритетны. Конечно, на многие вещи я начал смотреть по-иному. Некоторые удивляют меня, некоторые огорчают, некоторые радуют. Некоторые вызывают недоумение, например, сегодня в прямом эфире на радио я услышал реплику одного из жителей области, которого сильно огорчило, когда я сказал, что позитивные изменения в области оценил премьер и публично сказал об этом, а он сам никаких перемен не увидел: весна наступила - это да, перемена, а всё остальное - ерунда, дороги не ремонтируются, ничего не меняется, а вас Путин оценил. Да не меня он оценил, а работу. Такие перемены, чтобы их вся область почувствовала, за три месяца не делаются.

- Но чуда-то хочется всё равно.

- Да, менталитет такой. Сегодня на совете директоров области один из директоров начал перечислять, как у них на заводе всё плохо, да у нас такие долги, да нам бывшие собственники оставили такое наследство, и вот теперь ему приходится всё разгребать. Я так никогда в жизни не буду говорить. Известный анекдот про три конверта, которые предшественник оставляет своему преемнику, мне не подходит.

- Но менять нужно многое.

- По большому счёту есть три составляющие, на которые я сразу обратил внимание и принял соответствующие решения: структура, неэффективное расходование бюджетных средств и, скажем мягко, не очень хорошее отношение федеральных ведомств к нашей области. По федеральным структурам - было очень много встреч, везде есть поддержка, везде открыты двери для меня, спрашивают, какие первоочередные, какие среднесрочные действия буду предпринимать, я рассказываю и прошу поддержки - понятно, что не моральной, а финансовой. Эти новые отношения должны трансформироваться в деньги, которые придут в регион для его развития. О структуре я уже тысячу раз рассказывал. Повторяться?

- Нет, спасибо, мы это подробно освещали.

- Неэффективное расходование бюджетных средств - это сразу бросается в глаза. Сразу. И ещё одно направление - выстраивание отношений с общественными организациями. В первую очередь - с национальными общинами. Обращаясь к руководителям общин, которые пользуются непререкаемым авторитетом среди своих, можно решать очень серьёзные вопросы, социальные и экономические. На них нужно опираться, с ними нужно выстраивать отношения. В этой работе незаменимы религиозные конфессии, которые занимаются очень важным делом: они борются со злом, наркотиками, пьянством, табакокурением и так далее, и тому подобное. Они прививают людям веру в Бога, а это значит, что люди становятся лучше, честнее, добрее. Ветеранские, молодёжные организации объединяют разные слои населения, и с ними тоже необходимо встречаться, потому что неважно, как пришёл губернатор, через выборы или назначение, важно - зачем пришёл. Цель должна быть очень понятна, прежде всего, для губернатора: работать ради людей. Повышать их благосостояние и благополучие.

Смотреть и слушать президента

- Работа выбранного и назначенного губернатора, наверное, сильно различается. Насколько конкретно вам президент задачи ставил? Или просто вот так, как вы сейчас сказали: идите и работайте на благо людей?

- Вы же не думаете, что меня президент вызывает и сообщает, на сколько процентов увеличить валовый региональный продукт?.. Просто нужно смотреть и слушать, что говорит президент, что говорит премьер-министр. А это происходит почти каждый день. Нужно воспринимать эти сигналы и трансформировать в задачи. Не надо думать, что ты от центра далеко, тебя не видно, и ты можешь рулить, куда хочешь. Ты должен быть постоянно интегрирован в общероссийскую систему - и политическую, и экономическую, и социальную. У президента не будет времени с каждым встречаться и говорить: у тебя ВРП должен увеличиться на 15%, а бюджетные расходы - сократиться на 10%. Не тот уровень. Губернаторы самостоятельно ставят себе задачи. В моём случае - задачи амбициозные: дойти до такого серьёзного уровня развития региона, когда людям в Волгоградской области жить нравится, потому что здесь комфортно, потому что жизнь стабильна. Нужно ставить себе амбициозные цели - и достигать их.

- То есть в выборе методов достижения цели вы абсолютно свободны?

- Абсолютно. Главное - не нарушать закон и, конечно, учитывать рекомендации министров и указания президента.

- По поводу вашей команды, в которой почти нет волгоградцев, в кулуарах ходят две версии: или это условие Москвы, или это вы сами решили таким образом отстроиться от всех волгоградских кланов и тусовок.

- Любая методика эффективна, если она даёт результат. Победителей не судят. Лишь бы действия были в рамках закона. Для муниципалитетов есть ограничения по численности персонала. Для субъектов федерации, для губернаторов - нет никаких. Я могу ещё хоть 4 тысячи человек принять. Но зачем? Мне нужно, чтобы структура была понятна, прозрачна и малозатратна. Я призываю всех глав муниципальных районов и мэров городов следовать моему примеру, потому что есть города, у которых выход за лимит - на полмиллиарда рублей, и при этом всё время говорят, что губернатор денег не даёт на дороги, но количество чиновников только увеличивается.

- На этой неделе вы были на круглом столе в издательском доме «Карманъ», где, как говорят, пообещали, что в течение года решите проблему малоэффективного управления в городе Волгограде. Так?

- Конечно!

- То есть в течение года оно станет эффективным?

- Конечно.

- Вот, наконец, вы и мне что-то пообещали.

- Да я всё время что-то обещаю!

- Ничего подобного! В понедельник, когда вы в очередной раз сказали журналистам, что ждёте вопросов по выполнению своих обещаний, мы после обменялись, но так и не вспомнили, чтобы вы нам что-то обещали. Вы рассказываете, как с кем-то встречались, о чём-то договорились, приняли такое-то решение... Разве это обещания?

- 29 декабря, стоя перед депутатами областной думы, я обещал разрешить два конфликта. Первый - между законодательной и исполнительной властью. Многие из них считали, что это неразрешимая задача. Прошло три месяца. Мы помним эти конфликты, но это уже прошлое. Второе: я предложил депутатам дать мне месяц на то, чтобы я повстречался со всеми ключевыми министрами и получил от них деньги на развитие области. Я это сделал. Я обещал уволить всех полпредов губернатора. И уволил. Я много чего обещал, спросите у депутатов.

Выход из стагнации - работа

- Кстати, о депутатах. Назначенному губернатору легче, чем выборному политику, принимать непопулярные решения. В ходе выборов в областную думу в прошлом году Владимир Александрович Кабанов неоднократно говорил, что дума прежнего созыва увлеклась социальными законами, а экономическое законодательство в регионе просело. Мы научились делить, а зарабатывать - разучились. Экономические показатели это подтверждают: такая социальная политика области становится не по карману. Но депутатам будет трудно приняться за пересмотр социального законодательства, им же потом на выборы идти. Придётся вам. Так?

- Наступает время, когда выборы будут очень тяжёлыми. Депутаты слишком много обещали. А сейчас время не разбрасывать, а собирать камни. Многие же из них ленились нагнуться, чтобы поднять свой камень. Летали в облаках. 6,5 млрд рублей на социальные льготы - это слишком большое обременение для бюджета. И не потому, что жалко денег для людей. Не жалко. Но эти деньги усугубляют ситуацию в экономике и продлевают стагнацию, в которой мы находимся. Если до кризиса у нас было 14,5 тыс. безработных, то сейчас - почти 40 тысяч. Конечно, во многом повлиял кризис, но во многом - и то, что льготы дублируют друг друга. Человек, имея несколько льгот на сумму до 20 тысяч, не пойдёт работать. Ему и так хорошо. Я не говорю, что он шикует. И 20 тысяч - это немного. Но достаточно, чтобы прожить. Нет стимула идти на работу. Армия безработных плодится, и мы каждый год увеличиваем эти выплаты, загоняя себя в угол. Поэтому я поддерживаю то, о чём говорил Владимир Александрович: нужно проанализировать все социальные законы и ввести понятие малоимущих. Если человек действительно нуждается, государство должно помогать, и мы будем это делать и дальше. Но если он будет знать, что в будущем году получит не 20, а 3 тысячи, то поймёт, что придётся работать. Это освободит в бюджете деньги, которые можно направить на организацию тех же рабочих мест, на реализацию инвестиционных проектов. У нас около 20 тысяч вакантных мест. На них безработные не идут, потому что можно прожить не работая. Мы гордимся тем, что у нас 85% бюджета социально ориентировано, забывая, что на развитие остаётся 15. Это, как я уже говорил, - неэффективное расходование бюджетных средств. В Германии это уже проблема, и в Америке. Зачем нам наступать на те же грабли? Кабанов правильно сказал, что научились раздавать. А вот развивать - учимся.

- И делать это придётся вам, потому что вам на выборы не идти.

- Я готов.

Наши патриоты за границей

- Говоря о принципах формирования команды, вы неоднократно говорили, что у вас три критерия: профессионализм, государственное мышление и отсутствие собственного бизнеса...

- В этом есть что-то особенное? Почему меня так часто об этом спрашивают? Эти принципы простые и должны быть понятны для всех. Буквально на поверхности лежат.

- Видимо, потому, что, когда вы сказали, что ваши замы не должны быть связаны с бизнесом, вас поняли так, что они не должны работать в бизнесе. А они почти все из бизнеса.

- Да-а? Я же неоднократно объяснял: я не хочу иметь в команде людей, которые лоббируют интересы своего бизнеса. Опыт работы на предприятии - это другое. Видимо, каждый слышит что-то своё.

- Как, кстати, и с открытием представительства области в Германии: сразу возникли вопросы: кто туда поедет, сколько будет стоить покупка или строительство офиса?..

- Да никто туда не поедет. Для чего представительство - понятно: для привлечения инвестиций. Есть люди в той же Германии и не только там, которые готовы работать на Волгоградскую область. Одного из них мы хорошо знаем: это Хорст Шмидт, который три года возглавлял Берлинский центр в Волгограде. Ему очень интересно поработать ещё на Волгоградскую область, потому что он, как ни странно это звучит, патриот нашего региона. Таким людям, как он, не надо лукавить, у них обостряется потребность говорить правду. Поэтому когда он говорит, что хотел бы помочь нам в привлечении инвестиций, я считаю, это замечательно. Мы не планируем какие-то серьёзные деньги выделять. Единственное, на что выделим, и я думаю, что депутаты это поддержат, - на аренду офиса, не больше 70-100 квадратных метров, причём там, где скопление представительств фирм, на Западе их часто размещают за городом, так дешевле. В Германии и других странах есть люди, готовые помогать нам. Можно даже не открывать представительство, а, например, заключить соглашение с Ассоциацией итальянского бизнеса - они прекрасно знают область, её потенциал. В прошлом году, если вы помните, мы проводили международный форум с Европейской ассоциацией бизнеса, на который с удовольствием приехали бизнесмены из многих стран. Но, проведя один форум, мы ничего не получим: инвестиционная деятельность - это кропотливый ежедневный процесс. Я постоянно провожу совещания с главами районов с помощью видеосвязи, современные технологии позволят нам общаться со многими людьми и в Европе, и в Америке, которые интересуются возможностью инвестирования в область. Так что здесь соотношение цены и качества будет идеальным: затраты минимальные, а эффект - колоссальный.

- Корпорация развития Волгоградской области создаётся на базе Агентства инвестиций и развития? Чем продиктована трансформация?

- С каждым годом требования к конкурентным преимуществам регионов повышаются. Каждый регион выбирает те инструменты, с помощью которых он может выигрывать в конкуренции. Четыре года назад нам нужно было агентство, сейчас - корпорация. То же самое могу сказать и о структуре администрации: может быть, через полгода или год мы её трансформируем. Сейчас многие говорят о дорогах. Полностью согласен. Это приоритетная задача, настолько важная, что - открою маленький секрет - я подумываю, что мне, наверное, нужен ещё один зам, который будет заниматься только дорогами. Может быть, через пять или десять лет, когда у нас будут замечательные дороги, необходимости в нём и не будет, тогда я скажу ему спасибо и предложу другую работу. Но я всё чаще думаю об этом. Жители области должны ездить по хорошим дорогам, а как это будет достигнуто, - это проблемы мои и его. Я, конечно, буду рассказывать, что и как я делаю, люди должны понимать, что происходит, но по большому счёту им всё равно, как я буду решать эту проблему, им важен результат.

- Так почему у нас такие плохие дороги? Действительно денег не хватает или, как кот Матроскин говорил, «у нас средства есть, у нас ума не хватает»?

- Вы кого называете Матроскиным?

- В том числе и себя - как типичного жителя области.

- И в чём выражается, что у вас ума не хватает?

- Например, в том, что у нас нет системы контроля и ответственности за качество дорожного строительства и ремонта. Как сделали - так и ладно. Где те компетентные органы, которые нам расскажут, почему у нас разметка дольше полугода не живёт?

- А что, вы не знаете? Так я вам расскажу: используют не ту краску, разбавляют её...

- Да я писала об этом. Плюс ещё увеличение скорости машины, которая разметку наносит...

- А объясняют все эти методы недостаточностью финансирования. Но есть и ещё одна причина: чтобы в следующем году на тех же участках осваивать те же суммы. Качественная работа, которая 5 лет не требует новых вложений, стоит дороже, но в итоге обходится дешевле. Но об эффективном управлении мы уже говорили.

Всем спасибо

- Вы много общались с предпринимателями, подписали соглашение с «Деловой Россией». На таких встречах, как правило, много говорится о прямых методах поддержки: субсидиях, гарантиях и так далее. Но есть сфера, которую отладить сложнее: административный режим. Он зависит от руководства федеральных органов, которые вам не подчиняются, но на деловой климат влияют сильнее, чем налоговая система. Ставится задача для населения создать систему многофункциональных центров, где все госуслуги можно получить в одном окне, а где такое окно для бизнеса?

- Корпорация развития и будет таким единым окном.

- Для тех, кто приезжает. А для тех, кто здесь уже работает? Забота о внешних инвесторах имеет и оборотную сторону. Когда наши предприниматели приезжают в Астрахань или в Ростов, их встречают с распростёртыми объятиями. Когда астраханцы или ростовчане едут сюда - такой же тёплый приём. В результате возникает ощущение, что в соседнем регионе климат лучше. Нельзя ли сделать такую систему, чтобы предпринимателям и дома было хорошо? А это ведь в значительной мере от федеральных структур зависит.

- Конечно, я это понимаю. Но люди, которые возглавляют федеральные структуры в регионе, на мой взгляд, - профессионалы. Почти все. А те, которые не очень профессиональны, их будут менять. Что сейчас и происходит. А отношения мы строим на простых принципах. Я говорю им: вы здесь живёте, раз уж судьба привела сюда - надо понимать, что сам город налагает ответственность на каждого из нас. Когда выстроишь добрые отношения, преследуя благую, а не корыстную цель, вопрос, кто кому подчиняется, не так важен. Этот трёхмесячный или стодневный период показал, что найти взаимопонимание можно со всеми.

- Не хотите ли вы завести традицию благодарить бизнес за участие в культурных, социальных проектах?

- Уже завёл. Я использую любые площадки для того, чтобы сказать спасибо. Только сегодня - на областном совете директоров вручал благодарности. Регулярно подписываю благодарственные письма. Вчера в прямом эфире говорил о ТОСе из Карповского поселения Городищенского района, который собрал деньги в помощь ветеранам. Я поблагодарил их и в своём блоге. И буду всем ставить его в пример. Другое дело, что я прошу помочь многих, и не все соглашаются.

Анна СТЕПНОВА