Инвестиции в трубы

Как реформировать региональную жилищно-коммунальную сферу, к чему стремиться, с чего начинать и чем заканчивать? Концепцию реформирования ЖКХ Волгоградской области представил главам муниципальных образований, руководителям и специалистам комитетов и отделов по ЖКХ заместитель главы администрации области Игорь Пикалов.

Вложения в коммуналку

Ключевой момент реформы - это привлечение инвестиционных средств в отрасль ЖКХ. Износ практически всех сетей коммунальной инфраструктуры региона составляет 70-85%, и без серьёзных вложений исправить ситуацию сложно. За последние 10-15 лет осуществлены предварительные мероприятия, которые подвели регион к тому, чтобы в отрасль, наконец, пошли средства инвесторов. В числе этих мероприятий - изменение структуры коммунальных платежей, монетизация льгот, практически полное избавление от перекрёстного субсидирования, приближение тарифов к 100% себестоимости и появление на рынке ЖКХ целого класса частных операторов.

- Кроме того, как это ни парадоксально, нам помогает кризис, - отметил И. Пикалов. - Имеющиеся на рынке денежные средства сегодня остаются невостребованными. Многие инвесторы готовы вкладывать в наше ЖКХ и просят лишь создать понятные механизмы, предоставить гарантии. Этим мы занимаемся. Создание благоприятных условий для инвестирования - собственно областная целевая программа реформирования, которая должна быть разработана и представлена в Минэкономразвития до 1 августа этого года. Её основная цель - к 2020 году обеспечить население качественными, доступными и надёжными коммунальными услугами, для чего необходимо решить несколько важных задач. Провести масштабную реконструкцию и модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, усовершенствовать тарифное регулирование, выстроить государственно-частное партнёрство на принципах возвратности и срочности, уйти от субсидирования к бюджетным кредитам, решить проблему энергосбережения, ввести расчёты по данным приборов учёта, заместить унитарные предприятия частными операторами. Новый инструмент, который готовится к вводу, - единая муниципальная база информационных ресурсов.

Сверху всё видно

Структура регионального реформирования предполагает несколько уровней. Так, принятие стратегических решений планируется возложить на совет (говоря языком предпринимателей - совет директоров) под председательством губернатора. Методологию и выработку стратегии реформы - на Центр энергоэффективности. Оценивать правильность и эффективность принятых решений с технической точки зрения будет Технический совет, куда войдут ведущие специалисты в сфере ЖКХ. Эти органы составляют первый уровень. Второй уровень - исполком, непосредственно осуществляющий реформу. Это управление региональных тарифов, саморегулируемые организации, департамент ЖКХ, региональный фонд по обеспечению капитальных ремонтов (он придёт на смену Фонду содействия реформированию ЖКХ), региональный образовательный методический центр (будет в ответе за пропаганду реформы, работу с населением, ТСЖ и управляющими компаниями) и Топливно-энергетический комплекс. Третий «этаж» - ЕМБИР, или единая муниципальная база информационных ресурсов. Её задача - мониторинг проведения реформы, контроль потребления услуг, исполнения реформы и состояния жилищного комплекса. Она будет завязана на приборах учёта и выведена на централизованного государственного оператора. По словам И. Пикалова, эта база заменит все квитанции и бумажные носители: с её помощью будут осуществляться все операции с платежами, а проконтролировать состояние своих платежей можно будет через интернет. Кстати, реализацию областной программы реформирования, по мнению И. Пикалова, необходимо возложить не на чиновников, а на представителей «проектных офисов». Таким образом, планируется создать единую управленческую структуру, которая будет курировать ход реализации реформы в регионе.

- Программу необходимо реализовывать, исходя из лимитов времени и ресурсов, а чиновники в этом режиме работать не могут, - заметил И. Пикалов.

Тарифы утренние и вечерние

Кроме того, региональные власти намерены реорганизовать все унитарные предприятия в ОАО. Предполагается, что в каждом муниципалитете будет создано акционерное общество, акции которого будут разделены между частным инвестором (он получит около 50%), местными властями и областной администрацией (по 25%). Имущество, созданное при участии инвестора, останется в муниципальной собственности и по окончании соглашения вернётся на баланс муниципалитета. А в дальнейшем будет предоставляться в эксплуатацию и обслуживание на условиях тендера. На сегодняшний день от муниципальных образований региона требуется разработать Программу комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры - ПКР СКИ. Она поможет понять, какова их потребность в энергоресурсах, сопоставить их со своими возможностями, выяснить, какие необходимо построить объекты коммунальной инфраструктуры, где их строить и во сколько это обойдётся. Эти данные лягут в основу разработки конкретных инвестиционных программ, направленных на удовлетворение требований потенциальных инвесторов. Важной составляющей здесь должна стать политика тарифообразования. Она включает обязательное внедрение энергосберегающих программ, энергопаспортов и установку приборов учёта на предприятиях, разработку тарифов - долгосрочных, экономически обоснованных, двухставочных и дифференцированных по времени суток.

- Речь идёт о том, чтобы, с одной стороны, сделать тарифы гибкими, а с другой стороны - привлекательными с точки зрения инвестирования в отрасль, - сказал И. Пикалов.

Анастасия КУВШИНОВА