Сетевая торговля

Насколько удобно и экономично проведение аукционов на размещение государственного и муниципального заказа в электронной форме, кто отвечает за их проведение и как принять участие в электронных торгах? На вопросы «ДП» ответил председатель комитета экономики администрации Волгоградской области Роман БЕКОВ.

- В чём основные преимущества и недостатки электронной формы торгов по сравнению с традиционной формой?

- Размещение государственного и муниципального заказа путём проведения открытого аукциона в электронной форме (ОАЭФ) позволяет снизить издержки бумажных процедур. Но главное - исключение возможности сговора участников электронного аукциона за счёт обеспечения анонимности и экстерриториальности участия в электронных аукционах. Эта проблема существует не первый год и не только в нашем регионе. Из-за сговора заказчики вынуждены признавать аукционы несостоявшимися и заключать контракты по начальной цене, без экономии средств бюджета. Кроме того, электронная форма обеспечивает максимальный доступ поставщиков к торгам.

- Как и где проходят электронные торги?

- Законом предусмотрено два варианта проведения электронных аукционов. Первый регламентирован ст. 41 ФЗ-94 о размещении заказов по упрощённой процедуре: на сайте в интернете размещается только извещение о проведении аукциона в электронной форме с минимальным количеством исходных данных по закупке, не разрабатывается даже аукционная документация. Участник такого аукциона не подаёт заявку, а лишь должен получить ЭЦП электронно-цифровую подпись для подтверждения своего предложения по цене контракта на аукционе и зарегистрироваться на сайте, где проводится аукцион (регистрация проводится бесплатно). Проведение таких ОАЭФ государственными и муниципальными заказчиками возможно до 1 июля 2010 года при начальной цене контракта, не превышающей один миллион рублей. Это переходная, упрощённая схема проведения электронных аукционов. В дальнейшем все мы должны будем проводить аукционы в электронной форме на электронных торговых площадках (глава 3.1. того же закона N 94-ФЗ). Сумма контракта не будет ограничена, ОАЭФ проводятся на электронной торговой площадке (ЭТП), то есть на интернет-сайте. В конце прошлого года Минэкономразвития на конкурсной основе выбрало пять операторов электронных площадок. На этих площадках заказчики и будут проводить электронные аукционы по новым правилам. Но до июля там торги проводятся только федеральными заказчиками.

- Какие площадки для этого существуют в Волгограде?

- Региональные площадки работают, как правило, по ст. 41 закона N 94-ФЗ. Государственные и муниципальные заказчики Волгоградской области проводят ОАЭФ на официальном сайте «Государственный заказ Волгоградской области» www.gz-volga.ru в разделе «Аукционы в электронной форме». Первая такая процедура была размещена на областном сайте госзаказа 28 мая 2008 года. С этого момента и началось активное использование электронной торговой площадки, которая завоёвывает популярность как у заказчиков, так и у поставщиков. На сегодняшний день 39% процентов торгов в регионе проводятся способом ОАЭФ.

- Кто отвечает за их проведение?

- В соответствии с законом - оператор ЭТП. Уполномоченным органом на ведение официального сайта www.gz-volga.ru и оператором ЭТП в нашем регионе является комитет экономики администрации области.

- Кто вправе принимать участие в электронных торгах, что для этого необходимо?

- Для участия в электронных аукционах поставщику необходимо иметь доступ в систему электронных торгов и ключ электронной цифровой подписи, признаваемой на конкретной ЭТП и выданной специальными организациями - удостоверяющими центрами, работающими с этой площадкой. Списки удостоверяющих центров обязательно размещаются на каждой площадке. Зарегистрироваться на конкретную процедуру на ЭТП можно в любое время - с момента размещения извещения о проведении и до окончания аукциона. Подачи каких-либо документов не требуется. Так как отсутствует сама заявка от поставщика, то отсутствует и обеспечение заявки. Побеждает тот, кто предложил наименьшую цену. К сожалению, есть риск, что при отсутствии обеспечения заявки и каких-либо сведений об участнике аукциона победителем может стать недобросовестный поставщик. По главе 3.1 процедура несколько сложнее: для участия в ОАЭФ поставщику необходимо получить бесплатную аккредитацию, при которой подаётся пакет установленных законодательством документов на любой из ЭТП. Её оператор обязан обеспечить участнику доступ на 3 года к любым открытым аукционам в электронной форме, проводимым на данной площадке. После аккредитации поставщик может подавать заявку на любой аукцион. Заявка принимается, если поданные документы соответствуют требованиям законодательства и документации ОАЭФ, и при наличии на счёте денежных средств не менее, чем обеспечение заявки на участие в конкретном аукционе. Плата за участие в ОАЭФ взимается только с того, кто размещает заказ. С 1 июля планируется введение единого тарифа на всех площадках, сейчас размер оплаты отличается на каждой из трёх ЭТП. При проведении электронных аукционов по главе 3.1. допуск участников размещения заказа проводится в несколько этапов. Первый этап - подача заявок - контролируется оператором ЭТП. Далее комиссия заказчика, уполномоченного органа, рассматривает первые части заявок, в которых содержится описание товаров, работ и услуг. По итогам рассмотрения осуществляется допуск участников к торгам. После проведения торгов на основании автоматически сформированного площадкой протокола, в котором в порядке возрастания ранжированы ценовые предложения участников аукциона той же комиссией проводится рассмотрение вторых частей заявок, где содержатся сведения о самом поставщике. Их проверяют на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме. Участник аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, и заявка на участие в ОАЭФ которого соответствует требованиям документации, признаётся победителем. То есть тут устранены все недостатки и риски проведения ОАЭФ по статье 41. Государственные и муниципальные заказчики с начала 2011 года будут проводить закупки товаров, работ и услуг в соответствии с установленным перечнем в обязательном порядке только таким способом - открытый аукцион в электронной форме. До этого времени у них есть выбор - проводить конкурс и обычный аукцион. А вот федеральные заказчики с 1 января 2010 года уже проводят закупки только на ОАЭФ.

- Какова экономия по сравнению с традиционной формой торгов?

- ОАЭФ в области показал себя как наиболее эффективный способ закупки. Это видно из сравнения показателей экономии в процентах по отношению сумм заключённых контрактов к выделенным лимитам за 2009 год. Экономия составила по обычным аукционам - 9,91%, конкурсам - 12,84%, ОАЭФ - 17,06%. Примерно такие же показатели и на других региональных площадках. В Волгоградской области средства, тратящиеся на развитие автоматизированной системы «Государственный заказ Волгоградской области», в том числе на ЭТП, не превышают 10 млн рублей в год и окупаются в течениё трёх дней - за счёт экономии бюджетных средств, полученной в результате такого способа размещения.

- Сколько проведено электронных торгов за последнее время?

- В 2009 г. заказчиками Волгоградской области было проведено 1173 электронных аукциона на общую сумму 489 тыс. руб. За 1-й квартал этого года - уже 480 таких торгов на сумму 111 млн руб. В прошлом году в торгах для нужд Волгоградской области приняли участие 4500 участников, которые подали около 8 тыс. заявок. Преимущественно это местные производители - юридические лица и предприниматели. Часть из них - субъекты малого предпринимательства, у которых, в соответствии с законом, заказчики обязаны размещать от 10 до 20% годового объёма закупок. Мы готовимся к полному переходу на электронные торги. Главная наша задача - подготовить заказчиков к работе в новой системе проведения электронных аукционов и сделать этот переход постепенным и безболезненным для всех участников процесса.

КСТАТИ

Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области запустил «горячую линию» для сбора информации о фактах нарушения ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Такое поручение комитету дал губернатор Анатолий Бровко на заседании межведомственной комиссии по противодействию коррупции. Глава региона заявил о необходимости усилить контроль в сфере государственных и муниципальных закупок. Сообщение можно передать по телефону (8442) 30-93-84 или на электронный почтовый ящик gz-hotlin@volgafin.ru. (volganet.ru)